Памятка «Скользко! Как устоять в гололед?»
Обезопасим себя
в сумерках
Не секрет, что с увеличением продолжительности темного времени суток в осенне-зимний период значительно усложняется движение транспорта. Резко увеличивается количество наездов на пешеходов. В темное время суток происходит в среднем до 50 % общего числа дорожно-транспортных происшествий. Поэтому сотрудники ГАИ активно проводят разъяснительную работу с участниками дорожного движения. В частности, обращают внимание пешеходов на обязательное использование светоотражающих элементов, цель которых – повысить уровень видимости и заметности участников дорожного движения за счет увеличения расстояния до момента их обнаружения. Наличие светоотражающих элементов на одежде помогает уберечь от дорожно-транспортных происшествий.
Как же работает световозвращающий материал? Он возвращает световой поток к его источнику при помощи микропризм, из которых состоит, и делает человека видимым для водителя в свете автомобильных фар или другого источника света на расстоянии до 400 метров.
Сегодня на рынке Беларуси представлено большое разнообразие световозвращающей продукции – нарукавные повязки, пояса, накидки, брелки, браслеты, фликеры и т.п.
ФЛИКЕР (от англ. – мерцание, мигание, сверкание) состоит из специального световозвращающего материала, нанесенного на текстильную и пластиковую поверхность. Однако, следует отметить, что фигурные изделия (фликеры) из-за своего небольшого размера имеют маленькую световозвращающую поверхность и не могут в полной мере обеспечить безопасность пешехода в темное время суток. Их рекомендуется использовать лишь как дополнение к повязкам нарукавным.
ПОВЯЗКИ НАРУКАВНЫЕ предназначены для ношения на руке пешехода в темное время суток. Причем их следует носить на двух руках, чтобы пешеход был виден со всех сторон. Благодаря простой и надежной системе закрепления, повязка не упадет даже, если пользователь движется с превышением своей обычной скорости.
Повязку не сорвет порыв ветра, и в этом ее абсолютное превосходство.
Как носить правильно световозвращающие элементы?
Добиться максимального эффекта можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон, советуют в ГАИ.
Светоотражающие элементы должны располагаться:
- подвески (их должно быть несколько) лучше крепить за ремень, пояс, пуговицу, чтобы световозвращатели свисали на уровне бедра;
- нарукавные повязки и браслеты – так, чтобы они не были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию;
- значки могут располагаться на одежде в любом месте;
- светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине;
- сумку, портфель или рюкзак лучше нести в правой руке, а не за спиной;
- эффективнее всего носить одежду с уже вшитыми световозвращающими элементами;
- наиболее надежный вариант для родителей – нанести на одежду детей световозвращающие термоаппликации или наклейки.
Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей. При этом необходимо знать, что световозвращающие элементы только двух цветов, белого и лимонного, проходят сертификацию и соответствуют всем требованиям. Красные, синие, зеленые – малоэффективны.
Обозначенные световозвращающими элементами пешеход и велосипедист, гужевая повозка, сельскохозяйственная техника, водитель, устраняющий неисправность автомобиля в световозвращающем жилете, дорожный рабочий, выполняющий работы на дороге в спецодежде повышенной видимости – заметны издалека.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, обозначая себя световозвращающими элементами, мы вносим свой вклад в обеспечение безопасности на дорогах.
Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период
Главное правило поведения на дороге зимой — удвоенное внимание и повышенная осторожность!
Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. В темноте легко ошибиться в определении расстояния, как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. Часто близкие предметы кажутся далекими, а далекие — близкими. Случаются зрительные обманы: неподвижный предмет можно принять за движущийся, и наоборот.
Поэтому в сумерках и темноте будьте особенно внимательны.
Переходите только по подземным, надземным или регулируемым переходам.
А в случае их отсутствия при переходе увеличьте безопасное расстояние до автомобиля.
В снегопады заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость на дороге тоже ухудшается.
В городах улицы посыпают специальными химикатами, чтобы не образовывался снежный накат. В результате даже в умеренный мороз проезжая часть может быть покрыта снежно-водяной кашей, которую в виде взвеси поднимают в воздух колеса проезжающего транспорта. Взвесь оседает на ветровых стеклах автомобилей, мешая водителям следить за дорожной обстановкой. В такой ситуации водителю еще сложнее заметить пешехода!
Яркое солнце, как ни странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным. В снежный накат или гололед повышается вероятность «юза», заноса автомобиля, и, самое главное — непредсказуемо удлиняется тормозной путь. Поэтому обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз. В оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лед. Дорога становится очень скользкой! Поэтому при переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин. Ни в коем случае не бежать через проезжую часть, даже на переходе! Переходить только шагом и быть внимательным.
Количество мест закрытого обзора зимой становится больше. Мешают увидеть приближающийся транспорт: сугробы на обочине; сужение дороги из-за неубранного снега: стоящая заснеженная машина.
Значит, нужно быть крайне внимательным, вначале обязательно остановиться и, только убедившись в том, что поблизости нет транспорта, переходить проезжую часть.
Теплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движения. Поскользнувшись, в такой одежде сложнее удержать равновесие. Кроме того, капюшоны, мохнатые воротники и зимние шапки также мешают обзору.
Не стойте рядом с буксующей машиной! Не пытайся ее толкать! Из-под колес могут вылететь куски льда и камни. А главное — машина может неожиданно вырваться из снежного плена и рвануть в любую сторону.
Как известно, зимняя дорога требует от каждого участника дорожного движения – и пешехода, и водителя особой осторожности и повышенного внимания.
Частые причины ДТП:
Наиболее частой причиной гибели и ранения участников дорожного движения (неопытных водителей, пешеходов, велосипедистов, мотоциклистов и пассажиров) является нарушение ими требований правил дорожного движения, к которым, в первую очередь, относятся:
— управление транспортным средством в нетрезвом состоянии,
— превышение водителями установленной скорости движения,
– несоблюдение правил пользования ремнями безопасности либо мотошлемами,
— не обозначение пешеходами себя в темное время суток свет возвращающими элементами.
Пешеход — самый массовый участник дорожного движения, согласно требованиям Правил дорожного движения, наделенный правами и обязанностями. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах.
Основными причинами ДТП по вине пешеходов являются:
— переход дороги в неустановленном месте;
— неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за транспорта или других препятствий перед близко идущим транспортом;
— отсутствие свет возвращающих элементов на одежде в условиях сумерек,
— игнорирование сигналов светофора;
— алкогольное опьянение.
Особенности ДТП, совершаемых в темное время суток:
Число ДТП, совершенных в темное время суток, достигает 40 – 50% от всего общего количества, тогда как интенсивность движения в это же время снижается от 70 до 95% по сравнению со среднесуточным значением.
В темное время суток в 100 ДТП погибает в среднем 46 человек, а в светлое – 28. В темное время суток на одного погибшего приходится 5,5 раненых, а в светлое – 8,8.
Грубое нарушение Правил дорожного движения пешеходами, невнимательность и спешка, незнание навыков безопасного поведения на дорогах стали причиной многих дорожно-транспортных происшествий.
Большая часть ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток, на неосвещенных или мало освещенных участках дорог вблизи населенных пунктов. Особенно опасно пересекать проезжую часть дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, поскольку пешеход видит автомобиль с включенными фарами, а водитель может не заметить пешехода.
Как показывают исследования, на 90% действия водителя зависят от получаемой им визуальной информации. В тёмное время человеческий глаз воспринимает лишь 5% от того, что он в состоянии различить днём.
Поэтому именно в этот период времени фиксируется немалая часть дорожных аварий, среди которых преобладающее число — это наезды транспортных средств на пешеходов и велосипедистов, когда водитель, в силу различных обстоятельств, слишком поздно обнаруживает идущего и едущего на велосипеде по дороге человека.
Многие пешеходы не обозначают себя свет возвращающими элементами, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. Если пешеход одет в темную одежду, то она поглощает свет и, как правило, менее заметна для водителя.
Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя свет возвращающими элементами.
Обозначенный пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140-150 метров, в дальнем — 300-400 метров. И водитель может предотвратить наезд на него, т.е. снизить скорость движения, быть более внимательным и т.д.
Необходимость обязательного обозначения пешеходов свет возвращающими элементами в темное время суток установлена требованием
Правил дорожного движения (пункт 17.1).
Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров.
Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда. В местах, где отсутствуют тротуары или обочины пешеходы могут двигаться по проезжей части навстречу потоку транспортных средств, чтобы видеть приближающийся автомобиль и своевременно уступить ему дорогу. В таких случаях пешеход должен идти как можно ближе к краю проезжей части, чтобы занимать минимальное пространство и не препятствовать движению транспортных средств