План мероприятий по проведению акции
«Вместе – за крепкую и здоровую семью»,
приуроченной ко Дню семьи в 2025 году
Цель: формирование в обществе, в молодежной среде позитивного восприятия семьи, культивирование и воспитание уважения к родительству, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей и пропаганда в обществе белорусской модели семьи; популяризация семейных ценностей; сохранение традиций и преемственности поколений в семье.
№ п/п |
Мероприятие |
Дата проведения |
Ответственные |
1. |
Размещение информации о проведении акции на сайте учреждения образования |
12.05. |
Шилович Ю.Е. |
2. |
Книжная выставка «Семья – остров Веры, корабль Надежды и гавань Любви» |
12.05- 17.05. |
Кухаревич М.С., библиотекарь |
3. |
Информационные и классные часы «Моя семья – моё богатство», «Семья – основа государства», «История моей семьи в фотографиях», «Семья – волшебный символ жизни», «Родители и дети» |
12.05. – 17.05. |
Классные руководители 1-10 классов |
4. |
Урок любви и верности «Петр и Феврония – история вечной любви» с приглашением настоятеля Спасо-Преображенской церкви протоирея Виктора Гмира |
14.05. |
Кухаревич М.С. библиотекарь |
5. |
Мастер-класс по изготовлению символа семьи «Ромашки нежный лепесток» |
14.05. |
Зубарева Л.И., учитель трудового обучения |
6. |
Поздравительная акция ко Дню семьи |
15.05. |
Учителя начальных классов. |
7. |
Единый урок, посвященный Дню семьи |
15.05. |
Кухаревич М.С., кл. рук. 10 кл.; Курдеко И.А., кл. рук. 7 кл.; Королёнок Т.И., кл. рук. 3 кл. |
8. |
Выставка творческих работ «Мама, бабушка и я – рукодельная семья» |
15.05. |
Классные руководители 1-10 классов |
9. |
Фотовыставка «Семья в объективе» |
15.05. |
Классные руководители 1-10 классов |
10. |
День консультаций для родителей «Родители и школа – партнёры в воспитании» |
17.05. |
Жданович Л.В. педагог социальный |
11. |
Конкурсная программа «Если есть семья, значит счастлив я». КТД «Увлечения и традиции моей семьи с приглашением родителей» |
17.05. |
Классные руководители 1-10 классов |
12. |
Подведение итогов Недели семьи, размещение итоговой информации на сайте ГУО |
17.05. |
Заместитель директора по УВР Маркевич А.С. |
* * * * *
* * * *
* * * * *
* * * *
6 мая в рамках программы "Я. Моя семья. Моя Родина" для учащихся 7 класса был организован классный час “Национальный поисковый проект "Беларусь помнит. Помним каждого", с целью воспитания гордости у учащихся за героическое прошлое белорусского народа, чувства благодарности к тем, кто внёс вклад в победу над врагом, формирования необходимости сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Учащиеся рассуждали о важности сохранения памяти о Великой Отечественной войне и её героях. Познакомились с национальным поисковым проектом "Беларусь помнит. Помним каждого", с информационным ресурсом, где собрана информация о жизни и подвигах, наградах, местах захоронений, прохождении службы наших прадедов - воинов Великой Отечественной войны. Узнали, что запущено мобильное приложение "Беларусь помнит. Помним каждого", которое позволяет участникам пионерских поисковых отрядов вносить собранную информацию.
* * * * *
* * * *
* * * * *
* * * *
15 апреля для учащихся 7 класса прошёл классный час "Путешествие по Беларуси" в рамках программы "Я. Моя семья. Моя Родина".
Ребята отправились в виртуальное путешествие по Беларуси, чтобы познакомиться с культурой, историей и природой нашей удивительной страны. Они поговорили о достопримечательностях, традициях и людях Беларуси.
По окончании классного часа учащиеся в очередной раз убедились, что Беларусь ‒ это красивая и интересная страна с богатой историей и культурой.
* * * * *
* * * *
19 апреля в 6-м классе прошёл классный час "Путешествие по Беларуси" в рамках программы "Я. Моя семья. Моя Родина".
Ребята отправились в виртуальное путешествие по Беларуси, познакомились с культурными и историческими местами Беларуси, природой нашей страны. На классном часу учащиеся в очередной раз убедились, что Беларусь ‒ это красивая и интересная страна с богатой историей и культурой.
* * * * *
* * * *
14 марта в рамках реализации обучающей программы "Я. Моя семья. Моя Родина" в 5 классе прошла интерактивная беседа "Тимуровское движение». В ходе мероприятия пятиклассники познакомились с историей возникновения и развития тимуровского движения. Ребята в очередной раз убедились в важности оказания помощи нуждающимся в ней людям.
* * * * *
* * * *
* * * * *
* * * *
* * * * *
* * * *
В рамках обучающей программы «Я. Моя семья. Моя Родина» 21 февраля в 5 классе прошла интерактивная игра «Проекты БРПО». Вместе с классным руководителем ребята обсуждали важные инициативы:
«Беларусь помнит. Помним каждого» – проект, который помогает нам не забывать о героизме наших предков.
«Тимуровцы.by» – инициатива, объединяющая молодёжь для помощи тем, кто в этом нуждается.
Республик патриотических поручений «Территория лидеров» – вдохновляющая программа для формирования будущих лидеров нашего общества.
Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница» – захватывающий способ познакомится с историей и военной подготовкой.
Подготовка и участие в этих проектах вдохновляет наших учащихся на активные действия и развитие чувств патриотизма! Давайте вместе строить будущее нашей Родины!
* * * * *
* * * *
Примерная матрица для проведения занятия по обучающей программе тематических занятий для учащихся 2-11 классов «Я. МОЯ СЕМЬЯ. МОЯ РОДИНА» 4 класс Тема: Доброжелательность и отзывчивость
Время проведения: январь Целевая установка: Эпиграф: Спешите делать добрые дела… ознакомление учащихся с понятиями «добро», «доброта», «доброжелательность», «отзывчивость» и их проявлениями; способствовать раскрытию значения доброжелательного и отзывчивого поведения в жизни каждого человека; способствовать формированию нравственных качеств: доброта и сопереживание; воспитывать доброе и уважительное отношение к окружающим людям. Методическая установка: В качестве гостей можно пригласить педагога–психолога, представителей ОО «БРПО», ОО «БРСМ», органов ученического самоуправления. Занятие может быть проведено в учебном кабинете, комнате детских и молодежных общественных организаций, актовом зале, библиотеке. Оформление помещения: творческие работы учащихся, посвященные добрым делам, плакат «Дерево добрых дел». Предложенная матрица занятия является примерной, при ее реализации необходимо учитывать особенности класса, традиции учреждения образования.
Структурный компонент занятия Содержательный компонент занятия 4 класс
Вводный этап Вступительное слово учителя. 1. Приветствие учащихся. 2. Введение в тему занятия: Доброта, милосердие, радость, переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Наверное. не трудно догадаться, о чем сегодня пойдет речь… Педагог предлагает учащимся подобрать синонимы к слову «доброта», а затем попытаться самим сформулировать собственное определение понятий: «добро», «доброта», «доброжелательность», «отзывчивость». Основной (информационный) этап Основной этап занятия рекомендуется провести в форме беседы-размышления. Конструируется этот этап на основе информационных материалов, предложенных в Приложении 1. Обязательными содержательными линиями занятия должны стать: • Понятия «добро», «доброта», «сопереживание», «миролюбие» как составляющие доброжелательности. • Готовность помогать другим, отзывчивость. • Добрые дела в Дневнике октябренка (при наличии у учащихся). Принципиально важно организовать на занятии обсуждение и высказывание учащимися собственных суждений о важности добра и значении добрых дел в жизни человека. Примерные вопросы для обсуждения с учащимися: 1. Что значит «быть добрым»? Какого человека называют добрым? 2. Можно ли научиться быть добрым? Что для этого мы можем сделать? 3. Нужны ли современному человеку сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? 4. Почему сейчас особенно важно быть доброжелательным и отзывчивым к окружающим тебя людям? 5. Какие добрые дела вы совершили недавно по отношению к своим одноклассникам, друзьям, учителям, родителям? Разработка правил доброго человека. 3 Заключительный этап Педагог предлагает учащимся задуматься над эпиграфом к сегодняшнему занятию и поразмышлять, в какой стране мы живем, что важно для нас сейчас, чем мы будем заниматься в будущем, чем гордимся и что хорошее, доброе мы можем сделать уже сейчас. Задание «Цепочка пожеланий» В конце занятия педагог обращает внимание на то, что когда мы произносим слова-пожелания: «…мира, добра, счастья всем людям», мы настраиваем себя и всех на позитив, на добрые, благородные дела. Когда мы делаем добро и проявляем отзывчивость, мы создаем вокруг себя атмосферу дружбы и поддержки. Это помогает людям чувствовать себя счастливыми и защищенными. Кроме того, когда мы делаем что-то хорошее, это может вдохновить других делать то же самое. Так мы можем создать цепочку доброты, которая будет распространяться дальше и дальше. Учащимся предлагается по цепочке высказать пожелания: «Желаю всем …». В конце занятия целесообразно определить те акции и добрые дела, в которых учащиеся примут участие в течении всего календарного 2025 года и внести их в Дневник октябренка (при наличии у учащихся). Спешите делать добрые дела… Приложение Информационные материалы к занятию Доброта - это самое ценное, что может быть в человеке. Добрый человек – это человек, который защитит слабого, поможет в беде ближнему, по-настоящему почувствует несправедливость и способен бороться со злом. Добро — это когда мы делаем что-то хорошее для других людей, чтобы им стало лучше или легче в определенной ситуации. Доброжелательность — это качество, которое помогает нам быть хорошими друзьями и делать лучше мир вокруг нас, чтобы другим людям было хорошо. Это значит, что мы заботимся о чувствах других и стараемся помочь им, чем можем. Когда мы по-доброму относимся к другим, люди тоже становятся добрыми к нам. Это создает дружелюбную атмосферу, где всем приятно находиться. Доброжелательность помогает нам заводить новых друзей и поддерживать крепкую дружбу со старыми друзьями. Отзывчивость — это когда мы готовы помочь людям, когда они в этом нуждаются, и делаем это с добрым сердцем. Можно сказать, что добро и отзывчивость — это два друга, которые всегда идут вместе. Когда мы делаем добро, мы становимся отзывчивыми, и это делает мир лучше! Педагог предлагает учащимся ответить на вопрос: как проявлять свою доброжелательность? Педагог дополняет (при необходимости) ответы учащихся: Улыбка: простая улыбка может сделать чей-то день лучше. Помощь: если кто-то нуждается в помощи, мы можем предложить свою помощь. Вежливые слова: слова «пожалуйста» и «спасибо» показывают, что мы ценим других. Слушание: когда мы слушаем других, мы показываем, что нам важны их мысли и чувства. Педагог предлагает учащимся поразмышлять над вопросом: как доброжелательность и отзывчивость влияют на нас? Когда мы добры к другим, мы сами чувствуем себя счастливыми. Это такой закон жизни: чем больше доброты мы отдаем, тем больше получаем в ответ. Добро и отзывчивость — это не просто слова, это действия, которые мы можем делать каждый день. Помните, что даже маленькие поступки могут иметь большое значение. Давайте будем добрыми и отзывчивыми, чтобы сделать наш мир лучше! Педагог предлагает учащимся (по цепочке) поделиться своими примерами проявления доброжелательности в их жизни или рассказать о том, как они чувствовали себя, когда кто-то был добр по отношению к ним. Например, поделиться любимой игрой с другом; помочь родителям по дому; сказать комплимент кому-то, чтобы поднять ему настроение.
* * * * *
* * * *
* * * * *
* * * *
Программа «Я. МОЯ СЕМЬЯ. МОЯ РОДИНА»
9 класс
ТЕМА: «Союзное государство. День единения народов Беларуси и России – важная дата в жизни Союзного государства, символ непреходящей ценности белорусско-российской дружбы»
Подготовила
классный руководитель 9 класса
Данилкина В.И.
Эпиграфы к уроку (на доске): «На пространстве от Бреста до Владивостока существует одно Отечество, но два государства», – Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.
«Союзное государство России и Белоруссии представляет из себя разновидность интеграции при полном сохранении суверенитета», – Президент Российской Федерации В.В.Путин.
Вступительная речь учителя
Слайд 2. Четверть века назад два государства – Российская Федерация и Беларусь – выбрали путь единения. 8 декабря 2024 года отмечается 25-летие со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Прошедшие четверть века показали главное – Союзному государству быть.
Слайд 3. Братские узы на протяжении многих лет связывали белорусский и российский, о чем свидетельствуют общность языка, традиций, духовных ценностей. И Россия, и Беларусь были в числе учредителей Советского Союза в 1922 году.
Слайд 4. Еще больше объединили и сплотили наши народы совместная борьба с фашизмом во время Великой Отечественной войны и напряженная совместная работа по восстановлению народного хозяйства республик в послевоенное время.
Слайд 5. На протяжении веков белорусский и российский народы неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Белорусско-российское братство прошло испытание временем. Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России.
Слайд 6. Руководители наших государств подписали Договор об образовании сообщества Беларуси и России, благодаря которому было положено начало возрождению традиционно крепких и глубоко уважительных отношений между нашими народами.
Слайд 7. Учащимся предлагается просмотр видеоролика (фрагмент) телеканала телерадиовещательной организации Союзного государства «БелРос» «Союзное государство / Люди, события, факты» (продолжительность 9:34 мин.).
https://rutube.ru/video/012084f62bc51843ad23a4061a061f5e/?playlist=183783
Слайд 8. Сейчас предлагаю к просмотренному ролику прочесть информацию об истории создания Союзного государства. Сначала послушаем, а затем ответим на вопросы.
Один из учащихся читает вслух.
«История создания Союзного государства. Ориентиры для сотрудничества»
После распада Советского Союза Беларусь и Россия начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества и взяли курс на сближение. В течение 1995–1998 годов был подписан ряд документов, которые заложили основы для будущего союза. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, подписанный 21 февраля 1995 года.
2 апреля 1996 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Позднее 2 апреля стал ежегодно отмечаться как День единения народов Белоруссии и России.
Ровно через год, 2 апреля 1997 года, Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить сотрудничество между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.
5 декабря 1998 года главы государств подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению стран в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств — участников Союза.
8 декабря 1999 года были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы вывели на новый уровень единение двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства. Договор о создании Союзного государства вступил в силу 26 января 2000 г.
В соответствии с договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров, один из которых – создание единого экономического пространства. Достижение этой цели осуществляется поэтапно. Партнерство Беларуси и России выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.
Беларусь и Россия являются друг для друга важнейшими торгово-экономическими партнерами. По итогам 2023 года взаимный товарооборот двух стран увеличился на 9,1%. На долю России приходится более половины объема внешней торговли Республики Беларусь.
Беларусь и Россия эффективно развивают сотрудничество в таких сферах как энергетика, транспорт, промышленная кооперация. В 2022 году начата реализация совместных проектов по выпуску импортозамещающей продукции на базе флагманов белорусской промышленности. За счет средств бюджета Союзного государства финансируются союзные программы в самых различных сферах (космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство, пограничная безопасность, преодоление последствий чернобыльской катастрофы и т.д.).
Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, медицинской помощи и социального обеспечения. При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения и заполнения миграционной карты.
Вопросы
1. Перечислите основные этапы создания Союзного государства.
2. Какие известные факты вы можете перечислить в подтверждение многолетней дружбы и тесного сотрудничества между Беларусью и Россией?
Слайд 9. Основной этап
1) Разговор с учащимися «Союзное государство. 25 лет дружбы»
3) Диалоговая площадка «Союзное государство. 25 лет вместе» (9–11-е классы)
Слайд 10. Обсуждение сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства предлагаю провести в форме диалоговой площадки, где мы прослушаем информацию, а затем обсудим. Надеюсь, в ходе диалоговой площадки вы будете активно дискуссировать. Несомненно, ключевой задачей нашей дискуссии является определение известных вам направлений сотрудничества России и Беларуси.
Направления сотрудничества могут быть изображены на доске или бумаге.
Информационное сопровождение диалоговой площадки
Слайд 11. Народы Беларуси и России открыты для сотрудничества, умеют ответственно работать и по-настоящему дружить.
Учитель зачитывает информационный материал сам, или же просит кого-то из учащихся озвучить материал вслух.
Исходя из желания строить двусторонние отношения на основе взаимного уважения, равноправия, доверия, согласия и партнерства было положено начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств.
В соответствии с Договором Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров: обеспечение мирного и демократического развития народов двух государств; создание единого экономического и таможенного пространства; обеспечение устойчивого социально-экономического развития; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьба с преступностью.
Последние 25 лет белорусско-российские отношения развиваются активно и плодотворно по всем направлениям – политика, экономика, энергетика, транспорт, социальная сфера, образование, наука, культура и спорт.
Обеспечиваются равные права граждан двух стран, создана единая система социальных гарантий. Сегодня граждане Беларуси и России имеют одинаковые возможности для трудоустройства, получения медицинской помощи, образования и социального обеспечения. Они находятся практически в едином миграционном пространстве – обеспечены условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.
Успешно развиваются торгово-экономические связи. Россия – главный партнер Республики Беларусь во внешней торговле. Республика Беларусь, в свою очередь, входит в пятерку основных внешнеторговых партнеров России и занимает первое место среди стран СНГ по уровню товарооборота с Российской Федерацией. Ведется активная работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации. Налажено сотрудничество по противодействию санкциям западных стран, включая проекты по импортозамещению.
Особое значение имеет сотрудничество в сфере энергетики. Мы вплотную приблизились к созданию объединенного рынка электроэнергии. Ведется масштабная работа по формированию общих рынков электроэнергии, газа, развитию атомной энергетики.
Беларусь активно поставляет в Россию продукцию машиностроения и агропромышленного комплекса. В свою очередь, белорусская промышленность использует материалы и комплектующие российских партнеров. Российская Федерация является крупным потребителем белорусской пассажирской и сельскохозяйственной техники, которая обладает надежностью и высокими техническими характеристиками. Беларусь активно создает в России дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию этой техники.
Следует отметить высокий уровень взаимодействия в сфере строительства. Белорусские строители возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов Российской Федерации.
Выработаны общие нормы доступа к госзакупкам, единые правила конкуренции, противодействия недобросовестным практикам, обеспечено свободное перемещение товаров, работ и услуг. Сформированы условия работы на транспортном рынке и рынке связи, завершена работа по интеграции информационных систем прослеживаемости товаров, транспортного контроля, ветеринарного и фитосанитарного контроля.
Тесное белорусско-российское сотрудничество в сферах обороны и военно-технического взаимодействия, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью является залогом стабильности и безопасности во всем регионе. Создана Региональная группировка войск Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран, проводятся совместные учения. Проходят двусторонние мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми.
Эффективно развивается космическое сотрудничество Беларуси и России, нацеленное на совместное использование космического потенциала. Знаковым стал полет первой женщины-космонавта в истории независимой Беларуси Марии Василевской на Международную космическую станцию на российском космическом корабле «Союз МС-24».
Создание единого образовательного пространства открывает для молодых граждан Союзного государства новые горизонты в получении знаний, а впоследствии – и перспективного рабочего места. Среди основных достижений – взаимное признание документов об образовании, совместное выполнение различного рода программ и проектов, открытость в обмене опытом.
Основу двустороннего взаимодействия в гуманитарной сфере составляют совместные мероприятия в сфере искусства, выставки, кино- и театральные фестивали. Одним из наиболее известных совместных проектов является ежегодный фестиваль «Славянский базар в Витебске». С 2022 года программа союзных мероприятий в рамках фестиваля расширена и длится в течение трех дней. С 2010 года на родине Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко проводится республиканский праздник «Купалье» – «Александрия собирает друзей». Его основной посыл – дружба и единение Беларуси и России. Раз в два года в Гродно проходит Республиканский фестиваль национальных культур, который собирает представителей до 140 национальностей. Активное участие в нем принимают диаспоральные организации белорусов России.
Слайд 12. Вы прослушали материал о взаимоотношениях России и Беларуси, предлагаю сейчас небольшую викторину: «Что такое Союзное государство?»
Слайды 13-18.
1) Почему, на ваш взгляд, россиянам и белорусам удалось продвинуться по пути интеграции дальше других стран постсоветского пространства?
2) Какие основные направления сотрудничества Беларуси и России вы знаете?
3) Как вы думаете, почему Союз Беларуси и России так важен для народов наших стран?
4) Как вы думаете, можно ли Союзное государство назвать единым пространством для граждан Беларуси и России?
5) Как вы считаете, какие возможности для развития Беларуси и России представляет сотрудничество в формате Союзного государства?
Заключительный этап
Слайд. Совместная история народов России и Беларуси продолжается и сегодня. Мы строим единое Союзное государство. Мы дружим, и в нашей дружбе – великая сила, мы едины, и это единство самой сутью своей опирается на память и опыт прошлых поколений белорусов и россиян и в то же время устремлено в будущее, символизируя надежду, что наши народы никогда не разорвут своих братских уз.
Слайд. В завершение единого урока предлагаю вам прослушать песню Алены Ланской и Александра Еловских «Вместе»: https://www.youtube.com/watch?v=-sUgf6dSQGs.
А теперь поделитесь впечатлениями об уроке, продолжив одну из фраз:
Я узнал(а)…
Я понял(а)…
Я отметил(а) для себя…
Я хочу…