Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика суицидального поведения

Дата: 12 октября 2022 в 11:03, Обновлено 4 марта в 15:13

С 01.03.2024 по 30.03.2024 в учреждении образования проходит Месячник профилоктических мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидуального поведения "Твой выбор - ТВОЯ ЖИЗНЬ! Выбирай ПРАВИЛЬНО!" 

Маркеры суицидального поведения несовершеннолетних.

Аспекты профилактики риска суицида.

Что нужно знать взрослым о суицидах

 

        Суициды    делятся    на    три    основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. 

                Истинный       суицид       направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, такое состояние человека, могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

   Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

   Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованное поведение, занятия экстремальными видами спорта, и употребление алкоголя и сильных наркотиков, и самоизоляция от общения с окружающими людьми.

В связи с этим, важно проанализировать, что является стрессогенным фактором жизненной ситуации для подростка, какие его потребности фрустрированы, в чем состоит переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, проявляет ли он аутоагрессивность, зацикливается ли на определенной проблеме и т. д. 

Факторы и ситуации суицидального риска

  1. Психическое неблагополучие
  • Предшествующие попытки самоубийства увеличивают риск повторного суицида. Кроме этого, среди ведущих факторов можно назвать постоянные мысли о нанесении себе вреда и продуманные планы совершения самоубийства.
  • Депрессивное состояние, эмоциональные, поведенческие и социальные проблемы, злоупотребление психоактивными веществами. Расстройство настроения и тревожное состояние, побеги из дома, чувство безнадежности также увеличивают риск совершения попыток самоубийства.
  • Расстройство личности. С диагнозом расстройство личности совершается в 10 раз больше самоубийств, чем без такого диагноза. Особенно важно обращать внимание на такие характерологические особенности как импульсивность – агрессивность, негативная аффективность, депрессивность со склонностью к навязчивостям.
  • В совершенных самоубийствах молодежи можно отметить более высокий процент психических заболеваний в семье, суицидальные идеи или суицидальное поведение в прошлом, проблемы с соблюдением дисциплины или с правоохранительными органами.
  1. Взаимоотношения в семье
  • Конфликты в семье и распад семьи: такие изменения, как развод, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией.
  • Суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех подростков, которые были жертвой жестокого обращения со стороны сверстников или взрослых.
  • Симбиотические отношения между членами семьи. В таких семьях существует миф о неких особых, «глубоких» отношениях в ней. При попытках подростков установить взаимоотношения вне семьи, они воспринимаются с враждебностью, негативизмом, обесцениванием.
  1. События жизни
  • Крушение романтических отношений, неспособность справиться с трудностями учебной программы, насилие и иные жизненные стресс-факторы и проблемы, связанные со слабо развитыми умениями решать поставленную задачу, заниженная самооценка и попытка разобраться с собственной сексуальной идентификацией.
  • Дополнительным фактором риска для подростка становится самоубийство известных людей или лиц, которых подросток знал лично. В частности, среди молодежи существует феномен самоубийства из подражания (за компанию).

Способы информирования о намерении суицида Можно выделить четыре вида информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое вербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

 

Маркеры суицидального поведения, на которые  необходимо обратить внимание:

  • высказывания о нежелании жить;
  • фиксация на теме смерти, частые разговоры об этом, сбор

информации о способах суицида;

  • активная предварительная подготовка к суициду (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное (намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку));
  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (эйфория, приступы отчаяния);
  • угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», потеря перспективы будущего или значимого окружения;
  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;
  • спонтанное          злоупотребление          алкоголем,          психоактивными

веществами;

  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий, побеги из дома;
  • приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей;
  • часто грустное настроение, периодический плач;
  • снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась; постоянная скука;
  • социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
  • низкая самооценка и чувство вины;
  • повышенная чувствительность к отвержению и неудачам;
  • повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль;
  • сложности концентрации внимания, значительные изменения сна и аппетита.

При наличии более двух поведенческих признаков ребенку нужна помощь специалиста!

 

Перечень ресурсов, поддерживающих подростка и препятствующие реализации суицидальных намерений

  • Поддержка членов семьи, друзей, других значимых людей (в рамках глубокого эмоционального контакта).
  • Активизация религиозных, культурных ценностей.
  • Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.
  • Выраженное чувство долга, обязательность.
  • Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического страдания или ущерба.
  • Зависимость от общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; представления о позорности суицида.
  • Представление о неиспользованных жизненных возможностях.
  • Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.
  • Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть некрасивым даже после смерти).

 

Предупреждение суицидов 

включает в себя профилактику и своевременное выявление суицидального риска. Мысли, эмоции подростка с суицидальными намерениями часто отражаются в его поведении (особенно, если ребенок общителен и активен в социуме). Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, изучения документов его учебной деятельности (рисунков, выдержек с сайтов персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.).  Взрослые должны общаться с  ребенком, между ними должно быть принято доверительное общение, которое является основной рамкой, которая может позволить вовремя увидеть психологический кризис и разрешить его. Селфхарм

Также среди подростков настоящее время очень распространен СЕЛФХАРМ – самоповреждение. К ним относятся:

  • порезы;
  • ожоги;
  • царапины;
  • удары;
  • не дает заживать ранам;
  • выдергивание ресниц, бровей, волос;
  • обгрызание кожи на подушечках пальцев;
  • удушение;
  • вызывание спазмов мышц;
  • беспорядочные половые связи;
  • голодание;
  • когда ребенок делает все, чтобы не выздороветь.

Все это – аутоагрессия. Агрессия направленная против самого себя. Ребенок перекладывает вину на себя. «Меня никто не любит», «Я никому не нужен», «Все беды в семье из-за меня», «Пусть мне будет плохо». Так ребенок пытается привлечь внимание к себе. 

ПАМЯТКА

Разговор с человеком с суицидальными намерениями

  1. Выберите правильный тон, будьте хорошим слушателем, разговаривайте в дружеской манере, дайте возможность выговориться.
  2. Не делайте пренебрежительные заявления:

- бывает и хуже,

- у тебя вся жизнь впереди,

- не волнуйся, все будет хорошо.

 3. Информируйте о телефонах доверия, экстренной психологической помощи;

 4.  Сразу переходите к делу:

- если человек говорит о суициде обращайтесь за экстренной психологической помощью, не оставляйте человека одного, не пытайтесь предотвратить суицид самостоятельно;

-  если вам сказали по секрету о планируемом суициде, не храните это в тайне, обращайтесь в службу экстренной психологической помощи, сообщите родителям (законным представителям);

      5.  Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.

6. Как психологам, так и неспециалистам важно понимать основные правила ведения беседы при риске суицида в кризисной ситуации.

Примеры диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

Если Вы слышите…

Обязательно скажите…

Не говорите…

«Ненавижу – школу!»

«Что там происходит, что заставляет тебя так чувствовать?»

«Когда я был в твоем возрасте... Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным. Что толку?»

«Иногда мы чувствуем себя подавленными…

Давай подумаем, какие у нас проблемы и прикинем, какую из них надо решить в первую очередь».

«Тебе бы следовало подумать о тех, кому еще хуже, чем тебе!»

«Всем было бы лучше без меня…»

«Ты очень много значишь для меня, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит?»

«Не говори глупости. Давай поговорим о чем-нибудь другом…»

«Вы не понимаете меня!»

«Скажи мне, как ты чувствуешь себя: я действительно хочу это знать!»

«Кто же может понять подростка в наши дни?»

«Я совершил скверный поступок!»

«Давай сядем и поговорим об этом».

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«Что, если у меня не получится…»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное!»

«Если не получится, это будет из-за того, что ты недостаточно постарался!»

"Жизнь - это счастье, сотвори его сам!"

в помощь подросткам

http://www.o-krohe.ru/images/article/orig/2017/02/kak-perestat-krichat-na-rebenka-sovety-psihologa-2.jpg«Советы детям и подросткам: почему взрослые не всегда слушают детей?»

Тут важно разобраться, что значит взрослые не слушают детей. Они совершенно точно слушают, что ты им говоришь, но не всегда согласны с тобой или не до конца понимают, что ты имеешь в виду. Также важно, чтобы ты сам понимал, что хочешь получить от них – одобрение, поддержку, благодарность, возможно, что-то еще. Если ты сам понимаешь, это очень хорошо. Скажи им! Если нет, попробуйте разобраться вместе. Вот несколько советов, как лучше начать разговор.

Выбери подходящее место и время для разговора.

Разговор можно начинать, если никто не устал, не торопится по делам, и все настроены миролюбиво. Попроси у родителей уделить тебе время и выслушать тебя, обсудить ситуацию или проблему. Веди себя уважительно, дай родителям понять, что для тебя важен этот разговор и тобой движет не только желание высказать свою точку зрения, но и стремление услышать их аргументы и советы.

Сначала обрисуй ситуацию, какой она видится тебе.

Затем попроси высказаться родителей. Обсудите, в чем ваши точки зрения совпадают, а в чем разногласия. Покажи, что для тебя действительно важно их мнение.

Предложи родителям вместе подумать над компромиссом, который устроил бы и тебя, и их.

К примеру, если родители не позволяют тебе поздно возвращаться домой, а тебе хочется сходить на дискотеку, устроить вас может вариант, при котором ты идешь на дискотеку, но берешь на себя обязательство вернуться точно в назначенное время. При этом дополнительно пообещай не отключать сотовый телефон и держать их в курсе твоих передвижений.

Приемы эффективного общения

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2046201/rth798a1d8bb8c242a418f433e7abd6527b/max_g480_c12_r4x3_pd10Не секрет, что на примере взрослых дети учатся тому, как воспринимать и реагировать на информацию, получаемую из вне. Чтобы научиться мыслить позитивно в любых ситуациях, вам нужно поступать следующим образом.

Во время конфликтных диалогов говорите спокойно. Благодаря подобному подходу, у вас выработается навык спокойно решать конфликтные ситуации.

Перед тем, как что-то сказать, продумайте свои слова. Всегда думайте над тем, что вы говорите и как. Старайтесь не допускать во время диалогов негативные мысли и высказывания.

Если вы будете мыслить позитивно, то положительно повлияете не только на вас, но и на окружающих. Благодаря оптимистичному настрою, вы с легкостью будете преодолевать трудности, встречающиеся на вашем жизненном пути.

Самая главная вещь, которая может поднять настроение – погода.  Учитесь радоваться любой погоде: «У природы нет плохой погоды». Смотреть по сторонам. И наслаждаться погодными условиями. Вне зависимости от того, какие они в текущий момент:

  1. Если на улице пасмурно, то научитесь радоваться приближению дождя. Немного тусклому оттенку улицы. А также необычной атмосфере.
  2. Если на улице ярко светит солнце, то научитесь радоваться хорошей погоде. Благодарить за то, что она прекрасная. Радоваться тому, что сегодня будет тепло. И тому, что он с сможет гулять по улице.
  3. Если на улице идет ливень, то ребенок должен радоваться и ему. Смотреть в окно. Наслаждаться мощью этого великого природного явления. Тому, с каким напором его капли падают на землю. И так далее.

Ваша задача - научить ребенка радоваться погоде. И искать хорошее даже в тех ее видах, которые на первый взгляд кажутся не совсем радостными. 

Учитесь радоваться успехам близких ему людей

В обязательном порядке научите ребенка радоваться успехам близких ему людей. Друзьям, приятелям, членам семьи. Делать это ребенок должен искренне. 

Он должен считать, что определенного успеха достиг не только его друг. Но и он сам. Поскольку дружит с этим человеком.

Если ребенок научится радоваться победам своих близких, то сможет стать хорошим другом. И человеком, который в будущем сможет с легкостью создавать свое будущее. И достигать высот.

Когда ребенок подрастет, расскажите ему про аффирмации

Когда ребенок подрастет, расскажите ему про аффирмации. Это позитивные фразы, которые нужно повторять регулярно. Программируя свое подсознание на определенную мысль.

С помощью аффирмаций ребенок сможет внушить себе положительные качества. Научится мыслить позитивно. И станет успешным.

Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья

      

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе  не  оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери

Какими бы ни были подростки, в какой бы не росли семье, всех объединяет самое главное – жить в мире и согласии, мечтать и созидать…

Ведь не важно, какой веры, национальности и какого достатка, а главное – какой это человек, какими качествами он обладает.

А задумывались ли вы, какими качествами должны обладать люди, которые принимают вас такими, какие вы есть?

К таким качествам относятся: готовность быть терпеливым, снисходительным, допускать существование различных мнений без их дискриминации, убежденность в том, что другие могут думать и действовать по своему усмотрению, принимать других такими, какие они есть, т.е. быть великодушными к ним.

Каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделиться с другими своими знаниями, умениями и навыками, а это так важно и очень интересно.

Ребята, вы разные и в этом ваше богатство!

Мы вместе и в этом наша сила!

Памятка по конструктивному взаимодействию

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

в помощь законным представителям

Воспитание толерантности в семье

          Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

          Вы доверяете нам самое дорогое — ваших детей. В школе дети проводят очень много времени. В течение дня дети общаются с различными взрослыми. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые и в жизни детей, что они могут им дать

         Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

         Вне семьи - в детском саду, в школе, - ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в  семье детям, - это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить...

        Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины дополняют друг друга, так как они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

        Перед родителями часто встает еще один  вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

        Авторитет - это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

        Присутствие в жизни ребенка такого облеченного его доверием человека необходимо для нормального детского развития. Родительский авторитет проводит ребенка сквозь весь беспорядок, всю непонятность окружающего его нового мира. Распорядок дня, когда вставать, когда ложиться спать, как умываться, одеваться, сидеть за столом, как здороваться, прощаться, как просить чего-нибудь, как поблагодарить - все это определяется и поддерживается авторитетом родителей, все это создает тот устойчивый мир, в котором может спокойно расти и развиваться маленький человек. Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо," и тем, что "хорошо," между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"

         Для счастливого и здорового развития ребенка в семейной обстановке нужно, чтобы было место для свободы, для творчества, но ребенку необходим, и опыт разумного ограничения этой свободы.

      Ребенок растет, нравственно развивается, и понятие авторитета тоже принимает более полный и глубокий смысл. Если ребенок чувствует и видит, что родители честны, ответственны, действительно верны правде, долгу, любви в их повседневной жизни, он сохранит доверие и уважение к родительскому авторитету. Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей

        Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению.

              Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Так, давайте воспитывать наших детей трудолюбивыми людьми, а учеба - это главный труд учащихся. И успехи в учебе напрямую зависят от качественного выполнения домашних заданий

Ре6ёнок пошел в школу. Учё6а - уже труд, ответственность. Но далеко не все родители стараются внушить это своим детям. Кое – кто смотрит на прилежание сквозь пальцы. «Захромал» ребенок в учебе, значит – устал. Начинают его жалеть, поблажка следует за поблажкой. Так упускается важный момент в формировании человека – научить его преодолевать трудности. В 15 лет этот «уставший» ребенок начинает пить пиво и, не зная труда, одевается по сверхмоде. Но только сама жизнь подтверждает – воспитание ответственного отношения человека к своим обязанностям с детства, высокая требовательность в учебе, приобщение к настоящему, а не к «игрушечному» труду – вот главный путь становления человека.

            Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ!

           Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

Заповеди для родителей

- Всегда внимательно слушайте ребенка.
- Есть дети, на которых не повлияешь наказаниями, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их.

- Будьте примером во всем.

- Не унижайте ребенка.

- Помните, что, повышая голос или поднимая руку на ребенка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдаленном.
- Избегайте в общении с ребенком выражений, которые вызывают у него неприятие.
- Не вымогайте обещаний.

- Не потакайте прихотям.

- Относитесь к ребенку как к личности

И помните, дорогие родители, что:

Ребёнок-это солнышко,
Ребёнок-это ветер,
Ребёнок-это главное,
Что есть у нас на свете.

Ребёнок-это забота,
Ребёнок-это отрада,
Успехи его и удача -
Для матери каждой награда.

Ребёнок-это волнения,
Ребёнок-это тревоги.
Господь только знает, какие
Ждут малыша тревоги.

Ребёнок-это учитель,
Ребёнок-это заслуга,
Он может стать врагом,
А может - лучшим другом.

Каким же быть ему?
Ответственность большая
Ложится на тебя,
О, взрослый человек!

Позволь ему взрослеть
Без спешки, не мешая,
И с радостью в душе
Войти в грядущий век.

           Только хорошо продуманная совместная работа семьи, педколлектива обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.

        Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания. И только помогая друг другу, и во всём поддерживая друг друга, учитель и родители смогут воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого творца – созидателя нашего будущего.

В семейной жизни всем желаем счастья!

Пусть ваши дети крепко любят вас!

Пусть стороной вас обойдут несчастья.

И солнечным пусть будет каждый час!

Подростковые комплексы: как помочь ребенку избавиться от них?

Многие подростки, начиная с 12-ти лет, начинают комплексовать по поводу своей внешности. Они считают, что у них некрасивое лицо. Недостаточно спортивное тело (слишком худое или, наоборот, слишком полное) и т.д.. Видят в любых других недостатках внешности серьезные проблемы.

Задача родителей - помочь детям избавиться от своих комплексов. Добиться того, чтобы они перестали относиться к своей внешности слишком критично. И не замкнулись в себе.

Мы расскажем о том, как помочь детям повысить свою самооценку. И сделать так, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно, находясь в обществе.

Из-за чего подростки могут комплексовать?

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2452732/rthce06e18ac34302e37d125c4d535deed4/max_g480_c12_r4x3_pd10Причины, по которым подростки могут придумать себе комплексы, могут быть разные:

  1. Они считают свою внешность недостаточно красивой.
  2. Они имеют непропорциональную фигуру. Являются слишком крупными или, наоборот, чересчур худыми. Нагнетают эту проблему до огромных масштабов.
  3. Они могут иметь прыщи на лице. Причем, не обычные, а угри.

Все эти проблемы могут привести к появлению у ребенка серьезных комплексов. Если же не поддержать детей на первых этапах появления данных проблем, то ребенок не будет переживать из-за своих недостатков.

Как понять, что у ребенка появляются комплексы? Когда нужно вмешиваться?

В жизни практически каждого подростка появляются комплексы. Однако, у одних подростков подобные проблемы со временемпроходят сами по себе. А у других –комплексы становятся обыденностью.

Признаки, сигнализирующие о появлении комплексов

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2439252/rth6f26690352a3e90512b248b64723d6fa/max_g480_c12_r4x3_pd10Определить то, что у ребенка появились комплексы, можно по следующим признакам:

  1. Ребенок не хочет делать совместные фото с семьей и отдельно от всех. Не желает делать селфи.
  2. Если ребенок фотографируется с группой людей, то становится позади всех остальных участников снимка. Пытается скрыть свое лицо за другими детьми.
  3. Ребенок не любит смотреть в зеркало и стоять около него по утрам. Убирает его из своей комнаты.
  4. Ребенок смотрит на себя в зеркало с нежеланием. Расстраивается, когда видит свое лицо или тело.
  5. Ребенок часто водит руками по своему лицу. Трогает каждую его часть. Осматривает каждую ямку, каждый прыщик.
  6. Ребенок носит крупные по размеру вещи для того, чтобы скрыть от чужих глаз (по его мнению) недостатки своего тела. Не допустить того, чтобы их видели окружающие его люди.
  7. Ребенок часто пребывает в депрессии и стрессе. Он не хочет кушать. Плохо спит. Безразлично относится ко всему, что его окружает. В том числе, и к окружающим его людям.
  8. Ребенок не желает общаться и заводить друзей, знакомиться с представителями противоположного пола.

Как избавить ребенка от комплексов?

Процесс избавления подростка от комплексов – довольно трудоемкий. Уважаемые родители! Для предупреждения появления комплексов Вам предстоит во взаимоотношениях с ребенком чаще говорить о том, как вы его любите.

https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2510860/rth93d661c82085baca86322dabec2354de/max_g480_c12_r4x3_pd10Комплексы чаще всего появляются из-за того, что ребенку не хватает внимания со стороны своих родных людей.

Ваша задача - добиться того, чтобы ребенок понимал: вы его любите и уважаете в любой ситуации.

Любовь со стороны близких позволит ему поднять свою самооценку. Если вы будете уделять ему достаточное количество внимания, то со временем он перестанет обращать внимание на проблемные, по его мнению, части своего тела. И будет воспринимать их, как свои преимущества.

Помогите ребенку подчеркнуть свою красоту

Периодически отправляйтесь с ребенком в магазины. Покупайте там красивую, модную одежду.

Важно отдавать предпочтение тем вещам, в которых ребенку будет нравиться ходить. И тем, в которых ребенок будет отлично себя чувствовать и ощущать себя красивым, с радостью в них ходить в школу, и делать фотографии с другими людьми. Его самооценка повысится. А комплексы уйдут.

Регулярно делайте ребенку комплименты

  1. Хвалите его за то, что он красиво выглядит.
  2. Хвалите за хорошую оценку в школе.
  3. Говорите, что он одет в красивую одежду.
  4. Говорите, что ему удалось подобрать красивый образ.

Если вы будете регулярно делать ребенку комплименты, то это будет способствовать повышению его самооценки. Он будет чувствовать себя комфортно как на занятиях в школе, так и в повседневной жизни.

Спросите у ребенка, какая часть тела его не устраивает и беспокоит. Вне зависимости от того, что ответит ребенок, приведите контраргументы:

  1. https://avatars.mds.yandex.net/get-turbo/2041455/rthf747ca60e2e83303cf7687a9ba30d510/max_g480_c12_r4x3_pd10Если ребенку не нравится его лицо, потому что оно покрыто прыщами, успокойте его. Скажите, что это проблема легко решается. И примите соответствующие меры. Пойдите к косметологу и проведите очистку лица и купите необходимые средства ухода за лицом.
  2. Если девочка-подросток заявляет, что для ее возраста у нее недостаточно большая грудь, то проведите беседу (это очень частая проблема, из-за которой у девушек возникают комплексы). Скажите, что у каждого человека свои особенности организма. Мы такие, какие мы есть. И изменять ничего с помощью хирургических операций не стоит, так как это может быть опасно.
  3. Если ребенок слишком худой или полный и комплексует из-за этого, то запишите его в спортзал к тренеру. Он посоветует, какую пищу и спортивное питание кушать для набора массы тела.
  4. Если ребенок комплексует из-за своей внешности, то вместе подумайте, как подчеркнуть красоту ребенка. Возможно, какие-нибудь аксессуары улучшат образ (например, вы можете приобрести ему сережки в уши).

С помощью этих и других действий вы поможете ребенку избавиться от комплексов по поводу своей внешности. И не допустите появления проблем с самооценкой.

Ваша задача на этапе беседы с ребенком сделать максимальный упор на имеющиеся у него плюсы. А на минусы внимания обращать не рекомендуем. Так как они ещё больше усугубят комплексы ребенка.

Уважаемые родители! ПОМНИТЕ!!! Если сместить вектор обсуждения на плюсы внешности, то о минусах подросток и не вспомнит. Он будет чувствовать себя комфортно. И каждый раз будет вспоминать об имеющихся у него достоинствах, а не о недостатках.

Заключение

Чтобы не допустить появления у ребенка комплексов, вам, прежде всего, нужно любить его. Проявлять по отношению к нему внимание и заботу.

Если ребенок не будет чувствовать поддержку со стороны родителей, то у него возникнут серьезные проблемы не только с самооценкой и появятся комплексы, но и сформируется негативное отношение к окружающим. Не забывайте: комплексы появляются из-за недостатка любви.

Рекомендации педагогам и родителям в случае,

если у ребенка замечена склонность к самоубийству

1.Внимательно  выслушайте  решившегося  на  самоубийство  подростка  в состоянии  душевного  кризиса.  Прежде  всего  будьте  готовы  его  выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерения и силу чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более тревожна, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.  Оцените  глубину  эмоционального  кризиса.  Подросток  может испытывать  серьезные  трудности,  но  при  этом  и  не  помышлять  о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии  депрессии,

вдруг  начинает  бурную,  неустанную  деятельность.  Такое  поведение  также может служить основанием для тревоги.

4.  Внимательно  отнеситесь  ко  всем,  даже  самым  незначительным, обидам и жалобам ребенка.

5.  Не  бойтесь  прямо  спросить,  не  думает  ли  ваш  собеседник  о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос нечасто приносит  вред: в большей  части  случаев  подросток  бывает  рад  возможности  высказать  свои проблемы.

6.  Во  время  беседы  о  суициде  человека  необходимо  убедить  в следующем:

а)  тяжелое  эмоциональное  состояние,  переживаемое  им  в  настоящий момент, является временным;

б)  его  жизнь  нужна  родным,  близким,  друзьям  и  уход  его  из  жизни станет  для  них  тяжелым  ударом;  в)  человек,  безусловно,  имеет  право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу  его крайней  важности  лучше  отложить  на  некоторое  время,  спокойно  все обдумать и т.д.

7.  Утверждения,  что  кризис  уже  миновал,  не  должны  ввести  вас  в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после   разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к мыслям о нем. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после того, как у  вас  сложилось  впечатление,  что  вы  убедили  подростка  в  пагубности  его мыслей о суициде.

8.  Поддерживайте ребенка во всем и будьте настойчивыми. Человеку в состоянии  кризиса  нужны  строгие  утвердительные  указания.  Осознание нашей компетентности и заинтересованности в его судьбе, наша  готовность помочь  дадут  ему  эмоциональную  опору.  Убедите  подростка  в  том,  что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Оцените его внутренние резервы. Если  человек  сохранил  способность  анализировать  и  воспринимать  советы окружающих, ему будет легче вернуть  душевные силы. Следует принять  во внимание  и  другие  возможные  источники  помощи:  друзей,  семью,  врачей, священников, к которым можно обратиться.

9. Попытайтесь  убедить подростка обратиться к специалистам. Если у вас  есть сомнения в том, что он этому совету не последует, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.

10.  Дайте  понять,  что  хотите  поговорить  с  ребенком  о  чувствах  и  не осуждаете его за то, что он эти чувства испытывает.

11.  Помогите  ему  понять,  что  сильный  стресс  мешает  полностью осознать  ситуацию,  ненавязчиво  посоветуйте,  как  найти  нужное  решение  и управлять кризисной ситуацией.

12.  Помогите  ему  понять,  что  переживаемое  им  в  последнее  время чувство безнадежности не будет длиться вечно.

13.  Беседуя  с  ребенком,  необходимо  стремиться  установить  с  ним тесный  эмоциональный контакт, проявить неподдельную заинтересованность, терпеливо,  без  сомнения  и  критики  выслушать  человека.  После восстановления последовательности событий, приведших его к кризису,  надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что  подобные ситуации  возникают  и  у  других  людей,  что  это  временное  явление,  что  его жизнь  нужна  его  близким,  другим  людям  («снятие  безысходности», «преодоление исключительности ситуации»).

Затем  главное  внимание  требуется  сосредоточить  на  совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом  важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих  действий («планированию»). В заключение беседы высказывается  активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях

Рекомендации родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ….

Почему ребенок решается на самоубийство?

- нуждается в любви и помощи

- чувствует себя никому не нужным

- не может сам разрешить сложную ситуацию

- накопилось множество нерешенных проблем

- боится наказания

- хочет отомстить обидчикам

- хочет получить кого-то или что-то

В группе риска – подростки, у которых:

- сложная семейная ситуация

- проблемы в учебе

- мало друзей

- нет устойчивых интересов, хобби

- перенесли тяжелую утрату

- семейная история суицида

- склонность к депрессиям

- употребляющие алкоголь, наркотики

- ссора с любимой девушкой или парнем

- жертвы насилия

- попавшие под влияние деструктивных

религиозных сект или молодежных течений

Признаки суицида:

- угрожает покончить с собой

- отмечается резкая смена настроения

- раздает любимые вещи

- «приводит свои дела в порядок»

- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать

- живет на грани риска, не бережет себя

- утратил самоуважение

Что Вы можете сделать?

- будьте внимательны к своему ребенку

- умейте показывать свою любовь к нему

- откровенно разговаривайте с ним

- умейте слушать ребенка

- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве

- не оставляйте ребенка один на один с проблемой

- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы

- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно

- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц

- обратитесь за помощью к специалистам

Чего нельзя делать?

- не читайте нотации

- не игнорируйте человека, его желание получить внимание

- не говорите «Разве это проблема?»,  «Ты живешь лучше других» и т.д.

- не спорьте

- не предлагайте неоправданных утешений

- не смейтесь над подростком

 

Рекомендации внимательным и любящим родителям:

- показывайте ребенку, что вы его любите

- чаще обнимайте и целуйте

- поддерживайте в сложных ситуациях

- учите его способам разрешения жизненных ситуаций

- вселяйте в него уверенность в себе

-  помогите  ребенку  проявить  свои  переживания  через  игры,  рисунки,

лепку, увлечения

Эти слова ласкают душу ребенка…

- Ты самый любимый!

- Ты очень много можешь!

- Спасибо!

- Что бы мы без тебя делали!

- Иди ко мне!

- Садись с нами!

- Расскажи мне, что с тобой?

- Я помогу тебе…

- Я радуюсь твоим успехам!

- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!

- Как хорошо, что ты у нас есть!

Ещё больше информации:

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/Группы_смерти.docx

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/Опасные_группы_в_социальных_сетях.docx

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/Рекомендации_родителям.docx

в помощь педагогам

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  1. внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  2. правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  3. не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  5. постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  6. не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  7. стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

много шутит на тему самоубийства;

проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Подросток может:

раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

предпринимал раньше попытки суицида;

имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией.

Именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе). Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Импульсивные «демонстративные» попытки суицида у детей могут быть вызваны под влиянием сильной обиды, желанием кому-то или себе что-то доказать, показать свою смелость, а так же недовольством собой, своей внешностью, невозможностью найти свое место в подростковой среде. Мотивом к такому поступку может быть желание стать самоубийцей-знаменитостью, о ком заговорит вся страна, получить, пусть даже посмертно, свою «Минуту славы». Доказать, что я не хуже, доказать, что я могу и совершаю акт самоубийства. Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или присутствующих на страницах литературных произведений. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота».

Рекомендации педагогам и родителям в случае,

если у ребенка замечена склонность к самоубийству

1.Внимательно  выслушайте  решившегося  на  самоубийство  подростка  в состоянии  душевного  кризиса.  Прежде  всего  будьте  готовы  его  выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерения и силу чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более тревожна, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.  Оцените  глубину  эмоционального  кризиса.  Подросток  может испытывать  серьезные  трудности,  но  при  этом  и  не  помышлять  о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии  депрессии,

вдруг  начинает  бурную,  неустанную  деятельность.  Такое  поведение  также может служить основанием для тревоги.

4.  Внимательно  отнеситесь  ко  всем,  даже  самым  незначительным, обидам и жалобам ребенка.

5.  Не  бойтесь  прямо  спросить,  не  думает  ли  ваш  собеседник  о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос нечасто приносит  вред: в большей  части  случаев  подросток  бывает  рад  возможности  высказать  свои проблемы.

6.  Во  время  беседы  о  суициде  человека  необходимо  убедить  в следующем:

а)  тяжелое  эмоциональное  состояние,  переживаемое  им  в  настоящий момент, является временным;

б)  его  жизнь  нужна  родным,  близким,  друзьям  и  уход  его  из  жизни станет  для  них  тяжелым  ударом;  в)  человек,  безусловно,  имеет  право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу  его крайней  важности  лучше  отложить  на  некоторое  время,  спокойно  все обдумать и т.д.

7.  Утверждения,  что  кризис  уже  миновал,  не  должны  ввести  вас  в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после   разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к мыслям о нем. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после того, как у  вас  сложилось  впечатление,  что  вы  убедили  подростка  в  пагубности  его мыслей о суициде.

8.  Поддерживайте ребенка во всем и будьте настойчивыми. Человеку в состоянии  кризиса  нужны  строгие  утвердительные  указания.  Осознание нашей компетентности и заинтересованности в его судьбе, наша  готовность помочь  дадут  ему  эмоциональную  опору.  Убедите  подростка  в  том,  что, приняв вашу помощь, он сделал верный шаг. Оцените его внутренние резервы. Если  человек  сохранил  способность  анализировать  и  воспринимать  советы окружающих, ему будет легче вернуть  душевные силы. Следует принять  во внимание  и  другие  возможные  источники  помощи:  друзей,  семью,  врачей, священников, к которым можно обратиться.

9. Попытайтесь  убедить подростка обратиться к специалистам. Если у вас  есть сомнения в том, что он этому совету не последует, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи ребенку.

10.  Дайте  понять,  что  хотите  поговорить  с  ребенком  о  чувствах  и  не осуждаете его за то, что он эти чувства испытывает.

11.  Помогите  ему  понять,  что  сильный  стресс  мешает  полностью осознать  ситуацию,  ненавязчиво  посоветуйте,  как  найти  нужное  решение  и управлять кризисной ситуацией.

12.  Помогите  ему  понять,  что  переживаемое  им  в  последнее  время чувство безнадежности не будет длиться вечно.

13.  Беседуя  с  ребенком,  необходимо  стремиться  установить  с  ним тесный  эмоциональный контакт, проявить неподдельную заинтересованность, терпеливо,  без  сомнения  и  критики  выслушать  человека.  После восстановления последовательности событий, приведших его к кризису,  надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что  подобные ситуации  возникают  и  у  других  людей,  что  это  временное  явление,  что  его жизнь  нужна  его  близким,  другим  людям  («снятие  безысходности», «преодоление исключительности ситуации»).

Затем  главное  внимание  требуется  сосредоточить  на  совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом  важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих  действий («планированию»). В заключение беседы высказывается  активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях

Инструкция о порядке действия : 

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/Инструкция_о_порядке_действий.doc

Алгоритм действий:

https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/Algoritm.pdf

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.