Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Информационная безопасность

Дата: 11 октября 2021 в 16:09, Обновлено 11 октября 2021 в 16:10
Автор: Лычко Н. А.

Каждый современный человек, ежедневно проводит время в интернете. Но интернет — это не только источник информации и возможность общаться на расстояние, но и угроза компьютерной безопасности. Вы можете скачать из сети компьютерный вирус, Вашу учетную запись или адрес электронной почты, могут взломает злоумышленник.

Подробнее о защите детей от интернет-опасностей можно узнать на сайтах:

Сайт, посвященный защите персональных данных детей

Защита детей от вредной информации в сети Интернет

Детский интернет-браузер "Гогуль"

Центр информационных технологий

Видеоролики «Дети и Интернет»

Развлечения и безопасность в Интернете

Остерегайся мошенничества в Интернете

Предупреждение фактов совершения преступлений в сфере высоких технологий

Высокие технологии в нашем мире тесно внедрились в повседневную жизнь граждан. Трудно представить, чтобы у современного человека не было компьютера, ноутбука или смартфона, с помощью которых он получает доступ к благам глобальной компьютерной сети Интернет.

В последнее время на территории Гродненской области произошел рост количества фактов совершения одного из видов противоправных деяний в сети Интернет. Такие преступления выражаются, с одной стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях, а с другой стороны – в совершении хищений с карт-счетов граждан путем мошенничества либо использования компьютерной техники. И в обоих случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет. 

Рассмотрим подробнее алгоритм противоправных действий преступника. Злоумышленник, используя небрежное отношение владельца сайта к обеспечению сохранности конфиденциальной информации (логинов, паролей) о пользователях либо беспечность самих пользователей, стремится получить реквизиты доступа к чужим учетным записям. При этом такая беспечность со стороны пользователей может проявляться в попадании на удочку «фишинговых» (имитирующих настоящий) сайтов; вводе логинов и паролей от своих учетных записей в соцсети или электронных почтовых ящиков на иных, не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах; использовании идентичных реквизитов для авторизации на различных ресурсах; использовании слишком легких паролей; отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ. На этом перечень способов завладения реквизитами отнюдь не исчерпан. Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы, имеет возможность ознакомиться с ее содержимым, изучить список контактов, с которыми жертва поддерживает отношения. Зачастую преступник осуществляет смену пароля доступа к учетной записи, тем самым блокирует доступ законному владельцу к аккаунту. Далее злоумышленник осуществляет рассылку всем либо избранным контактам владельца взломанной учетной записи сообщения мошеннического характера. 

Всё выше образует состав преступления таких статей Уголовного кодекса Республики Беларусь, как 349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации», 350 «Модификация компьютерной информации» и 351 «Компьютерный саботаж». 

Далее преступнику остается ждать отклика от ничего не подозревающих собеседников и проявлять свои способности в риторике и убеждении. 

В случае, когда потерпевший отзывается на уловку преступника и, будучи обманутым, сам осуществляет перевод средств на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество». Когда имеет место предоставление потерпевшим платежных реквизитов и осуществление транзакций злоумышленником лично путем их ввода на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место статья 212 «Хищение путем использования компьютерной техники». 

Обратившись к статистике, можно констатировать: в текущем году на территории Гродненской области возбуждено порядка 50 уголовных дел по фактам несанкционированного доступа к учетным записям пользователей в сети Интернет, блокировки и модификации их содержимого. В результате зафиксировано более 30 случаев хищения денежных средств граждан, при этом наблюдается паритет мошенничеств и хищений путем использования компьютерной техники.

Рекомендации как не попасть на удочку злоумышленников и обезопасить себя

- при использовании известных Вам сайтов, обращайте внимание на их внешний вид: возможно вы зашли на поддельную его копию; 

- вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов (обычно в браузере рядом с адресом такого сайта отображается значок замка); 

- не используйте одинаковые логины и пароли на различных сайтах; 

- не используйте слишком легкие пароли, либо те, о которых можно легко догадаться (даты рождения, номера телефонов и т.д.); 

- по возможности используйте двухфакторную аутентификацию, когда кроме ввода логина и пароля необходимо вводить временный код, отправляемый обычно на мобильный телефон в виде SMS-сообщения; 

- остерегайтесь неожиданных или необычных электронных сообщений, даже если вам знаком отправитель, никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях; 

- с осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов, никогда не отправляйте финансовую информацию по незащищенным Интернет-каналам; 

- при поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых транзакций либо передаче финансовых реквизитов, обязательно необходимо проверить данную информацию с использованием других каналов связи (личная встреча, телефонный звонок), либо в крайнем случае идентифицируйте личность собеседника путем задачи контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам; 

- не записывайте пин-код на карте или в легкодоступных местах, почти 90% хищений денежных средств с пластиковых банковских карт – по причине халатного отношения к сохранению тайны пин-кода;

- не передавайте никому реквизиты своей карты: номер карты, срок действия, имя и фамилия;

- если расплачиваетесь карточкой в магазине, ресторане, гостинице и т.д., не допускайте, чтобы карточка пропадала из виду;

- никто не должен знать баланс вашей карты;

- держите в своем мобильном телефоне номер сервисного центра банка, где выдали Вам карточку;

- если Вы не используете банковскую платежную карточку для осуществления Интернет-платежей, обратитесь в банк для установки соответствующих ограничений для карты, при осуществлении Интернет-платежей по возможности используйте технологии обеспечения дополнительной безопасности платежей, такие как 3-D Secure для международных платежных систем Visa и MasterCard.

К сожалению, дать рекомендации о поведении в каждом возможном случае невозможно, но в общем случае, можно предложить пользователям в любой ситуации не терять бдительность и критическое отношение к окружающим нас явлениям и событиям.

Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков

В настоящее время мы живем в мире современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Практически в каждого есть телефон или в доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. По подсчётам аналитиков, к январю 2019 года на 9,44 млн жителей Беларуси приходилось 11,87 млн абонентов мобильной связи — это примерно 126 процентов населения. Количество интернет-пользователей равняется 7,03 млн человек, или 74 процента населения. Количество мобильных интернет­-пользователей равняется 5,8 млн — это 61 процент населения. Ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12-17 лет.

По результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков, проводившегося в 2013 г. при поддержке Google, на вопрос «Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», большинство опрашиваемых выбрали вариант «Компьютер и интернет».

В одних случаях глобальная сеть Интернет является стимулом к развитию подростка и помощником при выполнении различных заданий и задач, а в других случаях представляет собой весьма негативную среду, которая может привести к пагубному воздействию на еще не сформировавшуюся детскую психику.

Как известно, сегодня встречаются различные формы и виды зависимости, среди которых наиболее распространенными являются алкогольная и наркотическая зависимость. Но не меньшую опасность среди подростков представляет интернет-зависимость. Зачастую под подростковой интернет-зависимостью понимают, общение в социальных сетях и время провождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационно-развлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока ребенок не станет заменять ими реальное общение с близкими и друзьями. В течение длительного периода ведения переписки в социальных сетях, большинство школьников утрачивают навыки коммуникативного общения, которые помогают в развитии и самореализации в жизни ребенка.

Регулярное нахождение у экрана компьютера приводит к возникновению физических и психических проблем. Играя и общаясь в социальных сетях и в различны онлайн играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, к нарушению опорно-двигательного аппарата, но и с психологической нагрузкой, которая проявляется в замкнутости ребенка и в его агрессивном поведении.

Конечно, степень интернет-зависимости у подростков во многом определяется особенностями родительского воспитания. Однако, как показывает статистика, только один из десяти родителей запрещает скачивание музыки, фильмов и игр и т. д. Согласно другому исследованию экспертов, около 75% подростков признают тот факт, что имеют доступ в интернет в любое желаемое время без ограничения по времени.

Ученые выделяют следующие стадии развития интернет-зависимости у подростков.

На первой стадии подросток знакомится с Интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно он формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, подросток все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет-зависимости, когда подросток перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет-зависимости налицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Подросток возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

Основными признаками, определяющими интернет-зависимость у подростков, принято считать следующие:

  1. Ощущение огромной радости перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет-грусть и уныние.
  2. Подростка за уши не оттащить от монитора и ни под каким предлогом не выманить на улицу.
  3. Подросток реже встречаетесь с друзьями, т. е. потихоньку теряет контакты со сверстниками в оффлайне.
  4. Подросток постоянно обновляет страничку в соцсетях, часто проверяет e-mail почту, аккаунты на различных сайтах и т. д.
  5. Подросток теряет чувство времени.
  6. Во время интернет-серфинга забывает об учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
  7. Сайты подросток посещает не с целью найти нужную информацию, а заходит на них бесцельно и механически.
  8. Тратит немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытается скрыть это от родителей.
  9. На физиологическом уровне подросток чувствует последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломоту в суставах, нарушение сна и режима питания.
  10. Испытывает влияние информации из сети на психологическое самочувствие -негативные новости или сообщения вызывают у подростка бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Все это является явными признаками интернет зависимости. Главное необходимо помнить, что подростку самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает очень сложно.

На сегодняшний день существует множество различных программы, способных помочь родителям и уберечь их детей от интернет-зависимости. Так, к примеру, функция «родительского контроля», которая дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете.

С помощью родительского контроля можно:

  • назначить время, когда дети могут пользоваться компьютером, а также определить, какими играми и программами они могут пользоваться.
  • ограничить время, в течение которого детям разрешен вход в систему.
  • контролировать доступ к играм, выбирать допустимую возрастную категорию, выбирать типы содержимого, которые следует блокировать, и устанавливать разрешение или запрет на доступ к отдельным играм.
  • запретить детям доступ к определенным программам.

Таким образом, принятие решения в ограничении использования компьютера ребенком, вызывает необходимость правильной организации свободного времени ребенка.

Родители — далеко не единственные люди, способные помочь ребенку ориентироваться в пространстве сети. Учителя также играют жизненно важную роль, а для многих детей большую помощь оказывают их сверстники. Согласно данным исследования, 63% европейских детей школьного возраста получали советы по безопасному поведению в интернете от родителей, 58% — от учителей и 44% — от сверстников. Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы, – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр. Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решаются как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В результате опросов родителей на родительских собраниях и учащихся разных возрастных групп, выделяют основные виды и формы работ, которые были бы интересны учащимся и полезны родителям: часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете. Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков. Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий. Проводимые события дадут больший результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или встречи.

Несмотря на все сказанное выше, необходимо помнить, что интернет является неотъемлемой частью развития ребенка в условиях современных технологий и каким образом будет сказываться данное влияние зависит, прежде всего, от правил взаимодействия с глобальной сетью, которые должны быть четко и верно установлены в любой семье.

Безопасность ребенка в сети интернет

Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас. Напомните детям, что каждый компьютер, ноутбук имеет персональный IP-адрес. Поэтому всегда очень легко установить адрес и данные пользователя.

Как защитить детей от негативной информации?

В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике. В настоящее время любой человек, в том числе и несовершеннолетний, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете, или создать свой собственный веб - ресурс. Отсутствие контроля со стороны родителей за использованием детьми сети Интернет - одна из причин доступности негативной информации несовершеннолетним. Памятка родителям по безопасному использованию детьми сети Интернет. Основные правила, которые помогут оградить Ваших детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике, позволят избежать детям проблем с законом.

Правило №1 Родители должны знать интересы и цели детей, которые используют сеть Интернет.

Правило №2 Рекомендуется допускать использование сети Интернет детьми в присутствии взрослых. Доступ к данному информационному ресурсу должен быть эффективным и безопасным.

Правило №3 Необходимо исключить доступ детей к ресурсам сети Интернет, содержание которых противоречит законодательству Республики Беларусь, может оказать негативное влияние на несовершеннолетних (информацию, пропагандирующую порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.).

Правило №4 В случае самостоятельного доступа детей к сети Интернет, родители должны контролировать использование информации несовершеннолетними. О характере и объеме информации, полученной детьми в интернет – ресурсах, необходимо узнавать в «Журнале обозревателя» программы "Internet Explorer". Как ограничить доступ детей к негативной информации в сети Интернет? С целью ограничения доступа детей к «вредным» материалам родители и другие члены семьи могут установить на компьютеры программу «Касперский Интернет секьюрити 2010»: в настройке программы применить вкладку «Родительский контроль», при этом произойдет блокировка информации, связанной с порнографическими сюжетами, жестокостью, нецензурной лексикой и др., оказывающей негативное влияние на детей и подростков.

Правила №5 Расскажите детям о порнографии в Интернете. Каждый, кто пользуется социальными сетями, должен помнить, что информация о комментариях, отметках «лайк», нажатии кнопки «Поделиться с друзьями» становится достоянием друзей пользователя, а то и друзей его друзей. То есть определённый круг людей сможет увидеть, какая фотография, видеоролик, картинка или текст заинтересовали того или иного пользователя. Более того, многие приложения сети работают таким образом, что комментарии отображаются на личных страницах со ссылкой на ресурс самих комментаторов автоматически. А за всё, что размещено на их личных страницах, пользователи несут полную ответственность. Напомните детям, что размещая к себе какой-либо контент, они фактически его рекламируют, делают доступным широкому кругу пользователей. В случае с порнороликами - рекламируете порнографию, то есть занимаетесь её распространением. А это преступление!

Советы по безопасности для детей разного возраста

Возраст от 7 до 8 лет

Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей.

Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе).

В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.

Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?

-    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;

-    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

-    Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

-   Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее;

-    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

-    Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search;

-    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

-    Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса;

-    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

-  Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;

-    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;

-   Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.

-    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;

-    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией;

-    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;

-   Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

-  Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

9-12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности в этом возрасте

-     Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;

-     Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

-    Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

-     Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;

-     Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

-     Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет;

-     Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;

-     Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними;

-   Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;

-    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

-     Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;

-   Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам , если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;

-     Расскажите детям о порнографии в Интернет;

-     Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;

-     Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13-17 лет

В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет.

Что посоветовать в этом возрасте?

-  Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах);

-    Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате;

-   Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы;

-    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;

-   Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;

-    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из Интернет;

-   Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;

-   Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;

-  Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях;

-    Расскажите детям о порнографии в Интернете. Каждый, кто пользуется социальными сетями, должен помнить, что информация о комментариях, отметках «лайк», нажатии кнопки «Поделиться с друзьями» становится достоянием друзей пользователя, а то и друзей его друзей. То есть определённый круг людей сможет увидеть, какая фотография, видеоролик, картинка или текст заинтересовали того или иного пользователя. Более того, многие приложения сети работают таким образом, что комментарии отображаются на личных страницах со ссылкой на ресурс самих комментаторов автоматически. А за всё, что размещено на их личных страницах, пользователи несут полную ответственность. Напомните детям, что, размещая к себе какой-либо контент, они фактически его рекламируют, делают доступным широкому кругу пользователей. В случае с порнороликами - рекламируете порнографию, то есть занимаетесь её распространением. А это преступление;

-   Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;

-     Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;

-   Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям;

-    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закона.

Вот на что следует обратить внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

-    Беспокойное поведение

Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.

-    Неприязнь к Интернету

Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.

-     Нервозность при получении новых сообщений

Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб

Предупреждение кибермошенничества:

1.  Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;

2.  Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;

3.  Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:

-   Ознакомьтесь с отзывами покупателей:

-   Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина

-   Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)

-   Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек

-   Сравните цены в разных интернет-магазинах.

-   Позвоните в справочную магазина

-   Обратите внимание на правила интернет-магазина

-   Выясните, сколько точно вам придется заплатить

Как распознать интернет и игровую зависимость

Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.

Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:

-        навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

-        предвкушение следующего сеанса онлайн;

-        увеличение времени, проводимого онлайн;

-        увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.

Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы

Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.

Предупреждение столкновения с вредоносными программами:

-  Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

-    Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.

-  Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.

-     Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.

-     Делайте резервную копию важных данных.

-   Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками?

Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.

-   Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;

-    Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;

-    Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;

-    Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);

-    Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.)

Семейное соглашение о работе в Интернет

Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:

-        Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;

-        Сколько времени дети могут проводить в Интернет;

-        Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;

-        Как защитить личные данные;

-        Как следить за безопасностью;

-        Как вести себя вежливо;

-        Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.

Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности:

-       Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый;

-       Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;

-       Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются;

-      Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;

-       Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен.

Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?

 Не забывайте, что Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?

Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце-концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.