<font color="#008000" face="Monotype Corsiva" style="font-size: 20pt;"></font>
Раздел III. "Водосбережение"
Цель:
сформировать навыки водосбережения.
Задачи:
изучить структуру водопотребления в семье и школе;
Дата выполнения: сентябрь - октябрь 2022 г., апрель, май 2023 года
Участники: учащиеся 8, 9 класса
Количество участников: 10 человек
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шорох Диана
- Ширей Анжелика
- Агапотов Александр
- Котейко Анастасия
- Мухаев Дмитрий
- Синькевич Максим
С января 2022 года по май 2023 года учащиеся проводили исследование по потреблению воды в учреждении образования. В самом начале были установлены места потребления воды в учреждении образования, расположения приборов учета воды. Ежемесячно учащиеся снимали показания счетчиков. Результаты отображены на диаграмме.
Отчёт по результатам изучения потребления воды в школе
В ГУО «Порплищенская СШ Докшицкого района» нет собственного теплового пункта, расход теплоты на систему отопления ведётся РУП ЖКХ «Докшицы-комунальник».
Места потребления воды в школе:
- санузлы;
- душевые;
- столовая, кухня;
- кабинет физики и химии;
- вестибюль
Режим работы мест потребления воды:
- санузлы: 8:00 – 20:00;
- душевые: 9:00 – 20:00;
- столовая: 8:00 – 16:00;
- кабинет физики и химии: 8:30 – 15:30;
- вестибюль: 8:00 – 20:00
Из графика видно, что самый низкий расход воды приходится на июль - время каникул и отпусков. В период всех каникул наблюдается снижение потребления воды. Самый высокий расход воды приходится на месяца, когда активно ведется полив рассады и растений.
Схема мест потребления воды в школе
В апреле 2023 года в школе был проведен аудит потребления воды. Учащиеся, учителя, рабочие школы замеряли и записывали объем потраченной воды. Подсчитано, что за 1 день в школе потребляется 1785 л воды, из них больше половины объема расходуется на нужды в санузле.
Приборы учёта воды в ГУО «Порплищенская СШ Докшицкого района» находятся в мастерской и в подсобном помещении. Исходя из санитарных норм потребления воды в среднем на одного учащегося в день необходимо 20 л. Теоретически в день при наличии всех учащихся (82 человека), потребляется 1640 л воды.
<font color="#008000" face="Monotype Corsiva" style="font-size: 20pt;"> </font>
Задание 3.2. Провести анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составить план действий по её сбережению
Дата выполнения: апрель 2023 года
Участники: учащиеся 8,9 классов
Количество участников: 10 человека
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шорох Диана
- Ширей Анжелика
- Агапотов Александр
- Котейко Анастасия
- Мухаев Дмитрий
- Синькевич Максим
Учащимися было обнаружены места, где вода используется не рационально. Об этом было срочно доведено до сведения администрации. Ремонт и замена повреждённого оборудования водоснабжения включены в план действий по водосбережению.
Обнаруженные поломки водоснабжения:
1. Починить краны №2, №3 и №4 на кухне.
2. В туалете для девочек на 1 этаже протекает вода в кране умывальника – необходимо починить колено.
3. В туалете для мальчиков на первом этаже необходимо отремонтировать унитаз, который возле окна.
4. В раздевалке для мальчиков отремонтировать бачок унитаза.
5. В туалете для учителей на 2 этаже требуется починить колено под раковиной.
Составлен план действий по сбережению воды. План согласован с администрацией, доведён до сведения педагогов, хоз. служб, обучающихся, размещен на информационном стенде.
Задание 3.3 Выполнить план действий по рациональному использованию воды в учреждении образования и провести мониторинг эффективности этих действий
Дата выполнения: апрель-май 2023 года
Участники: учащиеся 8, 9 класса
Количество участников: 10 человек
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шорох Диана
- Ширей Анжелика
- Агапотов Александр
- Котейко Анастасия
- Мухаев Дмитрий
- Синькевич Максим
Этапы работы:
выполнили план действий по рациональному пользованию воды;
проанализировали возможные потери воды и способы ее экономии;
дежурные учащиеся и учителя следили за мытьем рук младшими школьниками перед столовой, проверяли краны в туалетах после каждой перемены;
разработали памятки и разместили их в местах пользования водой;
в каждом классе проведены часы информирования по водосбережению;
разместили информацию на стендах, на сайте учреждения образования.
Результаты работы показали, что потери воды в учреждении образования могут быть:
при неисправностях сантехники;
при мытье посуды в столовой и рук при необоснованно сильном напоре воды;
при нерациональном использовании слива воды в туалете; при использовании унитаза в качесиве мусорки;
при спуске горячей воды до нужной температуры.
Задание 3.4. Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома
Дата выполнения: апрель-май 2023 года
Участники: учащиеся 5, 7, 8 классов
Количество участников: 21 человек
Список учащихся:
- Агапотова Виктория
- Вахович Эльвира
- Дегтяренко Максим
- Золотухо Тимур
- Пащаев Кирил
- Тышкевич Максим
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
Этапы работы:
1. Изучили потребление воды за неделю дома.
2. Вычислили средний расход воды на различные нужды.
3. Составили таблицу « Потребление воды дома».
4. Провели анализ потребления воды за неделю, месяц.
5. Разработали памятки по рациональному использованию воды.
6. Ознакомили членов семей с разработанной памяткой.
7. Провели контрольное исследование с использованием рекомендаций памятки.
8. Ознакомили учащихся школы с результатами исследований на информационных часах.
В результате анализа проведенных исследований пришли к выводу, что не во всех семьях вода используется рационально.
Образцы результатов изучения потребления воды дома
Вывод: следуя рекомендациям памяток семьям удалось сэкономить за неделю в среднем по 134 л воды, что составляет 10,3%.
Фотоотчёт
Опыт работы по разделу "Водосбережение" помещён в методическом сборнике "Из опыта работы учреждений Республики Беларусь, реализующих проект "Зелёные школы"