Раздел II. "Энергосбережение"
<font color="#008000" face="Monotype Corsiva" style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important; font-size: 20pt;"><font color="#008000" face="Monotype Corsiva" style="font-size: 20pt; visibility: visible !important; opacity: 1 !important;"></font></font>
Цель:
<font style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Задачи:</font>
изучить структуру энергопотребления в школе и дома;
провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе (установить основные причины нерационального использования электроэнергии) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год.
Задание 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе
Дата выполнения: январь-февраль 2023 г, май 2023 г.
Целевые группы: 8,9 классы
Список участников исследования:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Этапы выполнения задания и результаты:
1. Вводное занятие по теме «Аудит использования электроэнергии».
2.Сбор первичной информации и анализ потребления электрической энергии за 2021-2023 гг (изучение документации по учету потребления электроэнергии за 2021-2023 гг).
3. Составили диаграмму потребления электрической энергии в школе за 2021-2023 гг:
Расход электроэнергии в школе (2021-2023 годы)
4. Создание схем потребления электроэнергии в школе:
Схема потребления электроэнергии в школе (І этаж)
Схема потребления электроэнергии в школе (ІІ этаж)
Схема потребления электроэнергии в кабинетах трудового обучения
5. Создали рабочие группы обучающихся, которые изучили основные приборы, потребляющие электроэнергию, места потребления электроэнергии, режим работы приборов.
6. Составили таблицу, в которой указали основные приборы, потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы:
Основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе
№ п/п |
Название электроприборов |
Мощность, (Вт) |
Коли-чество |
Режим работы |
Место расположения |
||
1 |
Электроплита |
17 000 |
1 |
8.30 – 13.00, 14.30 – 16.00 |
Столовая |
||
2 |
Бойлер |
1500 |
1 |
Постоянно |
Столовая |
||
3 |
Бойлер |
1500 |
2 |
2 ч в неделю |
Раздевалки |
||
Холодильник |
130 |
1 |
Постоянно |
Столовая |
|||
4 |
Морозильник |
120 |
1 |
Постоянно |
Столовая |
||
5 |
Компьютеры |
220 |
8.00 – 16.00 |
Кабинет информатики, кабинет директора, кабинет завучей, пионерская комната |
|||
6 |
Элекрическая дрель ручная |
120 |
1 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
||
7 |
Электроутюги |
1300 |
3 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
||
8 |
Швейная машина |
90 |
2 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
||
9 |
Аверлок |
1 |
0,5 ч в неделю |
Кабинет труда |
|||
10 |
Телевизор |
120 |
5 |
1 ч в неделю |
Учительская, кабинет физики, кабинет английского языка, кабинет начальных классов, кабинет биологии |
||
11 |
Лобзик ручной электрический |
100 |
1 |
2 ч в неделю |
Кабинет труда |
||
12 |
Станок заточной электрический |
150 |
1 |
1 ч в неделю |
Кабинет труда |
||
7. Составили таблицу, в которой указали потребление электроэнергии в школе (освещение):
Потребление электроэнергии в школе (освещение)
№ п/п |
Место расположения |
Название электроприбора |
Мощность, Вт |
Количество |
Режим работы, ч |
1 |
Учебные кабинеты (12) |
L36W |
36 |
210 |
2 |
2 |
Актовый зал |
L36W |
36 |
28 |
1 |
3 |
Кабинет директора |
L18W765 |
18 |
8 |
2 |
4 |
Зам. директора по уч. и восп. работе |
ЛБУ-36 |
36 |
4 |
2 |
5 |
Столовая |
L18W765 |
18 |
36 |
1 |
6 |
Библиотека |
ЛБУ-36 |
36 |
18 |
|
7 |
Спортзал |
L36W |
36 |
28 |
2 |
8 |
Гардероб для учащихся |
ЛБУ-36 |
36 |
6 |
1 |
9 |
Гардероб для учителей |
Лампа накаливания |
60 |
1 |
1 |
10 |
Кухня |
Лампа накаливания |
60 |
5 |
3 |
11 |
Подсобные помещения |
Лампа накаливания ЛБУ-36 |
60 36 |
6 6 |
1 |
12 |
Пионерская комната |
L36W |
36 |
4 |
2 |
13 |
Кабинет психолога |
ЛБУ-36 |
36 |
2 |
1 |
14 |
Туалеты |
Лампа накаливания |
5 |
1 |
|
15 |
Фойе |
L18W765 Энергосберегающая лампа Лампа накаливания |
18 11 60 |
84 24 1 |
4 2 |
16 |
Лестничные площадки |
L36W ЛБУ-36 Лампа накаливания |
36 36 60 |
4 2 2 |
2 2 2 |
17 |
Учительская |
Лампа накаливания |
60 Вт |
3 |
1 |
18 |
Раздевалки |
Лампа накаливания ЛБУ-36 |
60 Вт 36 Вт |
8 4 |
1 1 |
19 |
Лаборантские |
ЛБУ-36 |
36 Вт |
30 |
1 |
8. Построили диаграмму, в которой указали потребление электроэнергии в столовой за февраль 2023 г.
Потребление электроэнергии в столовой за февраль 2023 г.
9. В фойе школы на стенде « Экологический вестник » разместили информацию о потреблении электроэнергии в школе.
10. Ознакомили коллектив школы с результатами исследования на конференции «Юный исследователь».
11. Ведётся работа над проектом «Энергосбережение – стиль нашей жизни».
12. Подготовили фотоотчёт о проделанной работе:
Задание 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе
Дата выполнения: январь-февраль 2023
Целевые группы: 8,9 классы
Список участников исследования:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Этапы выполнения задания и результаты:
1.Вводное занятие по теме «Актуальность теплового аудита»
2.Сбор первичной информации и проведение сравнительного анализа расходования тепловой энергии за 2021-2023 гг (изучение документации по учету тепловой энергии за 2021-2023 гг).
3.Составление диаграммы потребления тепловой энергии в школе за 2021-2023 гг.
Расход тепловой энергии в школе за 2021 – 2023 годы
4. Определение основных мест потери тепла. Создание схем потерь тепловой энергии в школе.
Схема потерь тепловой энергии в школе ( І этаж )
Схема потерь тепловой энергии в кабинетах трудового обучения
5. Определение местонахождения счётчика в школе.
Создание рабочих групп обучающихся, которые будут ежедневно снимать показания счетчика с помощью завхоза.
6. Составление диаграммы потребления тепловой энергии в школе за февраль 2023 года.
Расход тепловой энергии в школе за февраль 2023 г
7. Размещение информации о потреблении тепловой энергии в школе в фойе школы на стенде «Экологический вестник»
8. Ознакомление коллектива школы с результатами исследования на конференции «Юный исследователь».
9. Фотоотчёт о проделанной работе
Задание 2.3. Провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в школе и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в школе на год
Дата выполнения: март-апрель 2023
Целевые группы: 8, 9 классы
Список участников исследования:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Этапы выполнения задания и результаты:
- Анализ эффективности использования энергии в школе.
- Поиск возможных путей снижения энергопотребления.
- Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла в школе на 2023-2024 гг.
- Согласование плана с администрацией школы.
- Ознакомление с планом обучающихся на классных часах, педагогов, хозяйственных служб на заседании при директоре, родителей на родительском собрании, размещение на сайте учреждения образования.
Выводы.
После проведения аудита по использованию электроэнергии и тепловой энергии в школе, мы пришли к выводам:
Например, из диаграммы потребления электрической энергии в школе за 2021-2023 годы видим, что в 2022 году экономия электроэнергии составила 4,3% в сравнении с 2021 годом. Что касается таких месяцев как июль, август и декабрь 2022 года, то в эти промежутки времени наблюдался значительный перерасход электроэнергии. Это можно объяснить тем, что в данные периоды в школе выполнялись ремонтные работы: установка отливов, установка счётчиков тепловой энергии и проведение других ремонтных работ.
При проведении исследования на потребление энергии кухней, мы ожидали, что с пятницы на субботу, а тем более с субботы на воскресенье количество потребляемой электроэнергии должно резко упасть. Но этого не происходит. Аудит по ежедневному расходованию электроэнергии в столовой в феврале 2023 года показал, что в выходные дни также используется значительное количество электроэнергии, потому что в это время включены такие приборы как холодильник, морозильник. Возможно, включённым остаётся бойлер. Считаем, нужно приобретать приборы нужных габаритов, желательно класса «АА», и не оставлять включёнными приборы на выходные.
В школе в значительной части энергия тратится на создание благоприятных условий для обучения, в том числе на освещение и отопление. Следовательно, больший результат по энергосбережению может быть получен именно в этой области. Конечно, какие типы светильников использовать в классах, решает руководство школы, но выключать освещение там, где оно не используется, – это обязанность каждого. То же относится и к другим энергоресурсам.
Составив общую характеристику теплового баланса школы и построив диаграмму потребления тепла за 2021-2023 гг., видим, что потребление тепла в 2022 году использовано примерно столько же как и в 2021 году, хотя зима в минувшем году была теплее чем в 2021 году. Экономия составила всего около 0,2%.
Было замечено, что в классах иногда остаются незакрытыми долгое время форточки, что делает бесполезной энергию нескольких кубометров топлива, которая была получена в котельной и передана в школу в форме тепловой энергии. Кабинеты нужно проветривать короткое время, но при этом открывать максимальное количество форточек. В таком случае потери тепла будут минимальными.
Чтобы дать ответ на вопрос, почему в школе практически не наблюдается экономии тепла, мы обследовали школьное здание, выяснили все ли окна и двери плотно закрываются, нет ли сквозняков. Определили места, где происходит потеря тепла и требуется утепление. Для этого зажгли свечу и провели ею вдоль рам закрытых окон и форточек вверх-вниз и вправо-влево. Нашли участки, где пламя свечи колеблется и устремляется вовнутрь или наружу. Это значит, что в этих местах есть отверстия или щели, через которые воздух проникает в помещение и выходит из него. Наибольшие потери тепла наблюдаются в здании, где находятся кабинеты труда (утечка тепла через старые окна и двери). В этом же здании не регулируется система подачи тепла. В библиотеке запасная ( аварийная) дверь не утеплена.
Проверили, открыты ли везде батареи отопления. Установили, что в библиотеке батареи отопления закрывают стеллажи. Это значит, что потери тепла в данном случае увеличиваются за счет отражения тепла от заграждения в сторону наружных стен. Причина ещё кроется и в том, что стены школы сделаны из материалов, которые обладают хорошей теплопроводностью, а значит они пропускают тепло. Считаем, что за батареями нужно установить теплоотражатели.
Из диаграммы потребления тепловой энергии за февраль 2023 года видим, что в выходные использовано было значительное количество тепловой энергии. Считаем, что в субботу и воскресенье котельная может переходить на более экономный режим работы.
К тому же, наше учебное здание строилось в советское время, когда об экономии задумывались немногие. Меж тем, экономия энергии способствует существенному сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу. Чтобы сделать содержание зданий старой постройки менее затратным – этому надо учиться.
Задание 2.4. Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий по энергосбережению в школе
Дата выполнения: апрель-май 2023
Целевые группы: 7,8,9 классы
Список участников исследования:
- Агапотова Виктория
- Вахович Эльвира
- Дегтяренко Максим
- Золотухо Тимур
- Пащаев Кирил
- Тышкевич Максим
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
1.В каждом классе создан энергетический патруль. группа детей, которая строго контролирует выключение света в светлое время дня и на перемене.
2.В младших и средних классах проведено анкетирование «Знаешь ли ты, что такое энергосбережение?
В ходе выполнения первого задания проведено анкетирование, которое помогло выявить интересы детей и уровень их представлений об энергии и энергопотреблении. В анкетировании приняли участие 59 человек, из них 16 обучающихся 1–4 классов, 33 ученика 5–11 классов. На вопрос анкеты: «Знаете ли вы что такое энергосбережение?» - больше положительных ответов дали учащиеся 5-8-х классов: 90% - знают и 10%-не знают. А учащиеся младших классов положительных ответов дали меньше: 75% -знают и 25% - не знают.
На вопрос анкеты: «Экономите ли вы дома электроэнергию?», утвердительно ответили 86% обучающихся и отрицательно – 14%.
На вопрос: «Какие способы энергосбережения вы знаете?», учащиеся средних классов ответили:
1) «использование энергосберегающих лампочек» - 4%;
2) «выключают электроприборы» - 46%;
3) « выключают свет, уходя из дома» -50%.
А учащиеся младших классов ответили, что:
1) «не оставлять свет включенным» - 40%;
2) «выключать свет, уходя из дома» - 34%;
3) «не знают» ответили 26% учащихся.
Проанализировав данные анкеты, сделали вывод, что обучающиеся начальных классов хуже информированы в вопросе энергосбережения и слабо разбираются в способах энергосбережения. Значит, необходимо регулярно проводить мероприятия с обучающимися по энергосбережению.
На родительском собрании провели социологический опрос по проблеме энергосбережения. В опросе участвовало 46 человек.
Анализ проведённого опроса:
Социологический опрос населения
по проблеме энергосбережения
- Задумывались ли Вы, что в скором будущем встанет проблема получения энергии (нефть, уголь, газ)?
- Да -20%
- Нет -25%
- Редко -55%
2. Стараетесь ли Вы экономить энергию?
- Да - 16%
- Нет -20%
- Редко - 54%
3. Считаете ли Вы, что производство любого вида электроэнергии наносит
вред окружающей среде?
- Да – 83%
- Нет – 3%
- Не знаю -14 %
4. Заклеены ли у Вас окна в квартире?
- Да 91 % (68% - окна заменены на пластиковые, не требующие заклеивания)
- Нет 9%
5. Есть ли у Вас в доме энергосберегающие лампочки?
- Одна или несколько – 41%
- Много – 4 %
- Нет – 55%
6. Если Вы не используете их, то какова причина?
- Дорого - 73 %
- Не задумывался(ась) - 25%
- Мне не нравится – 2 %
7. На что, по Вашему мнению, в быту затрачивается наибольшее
количество электроэнергии?
- приготовление пищи -3%
- освещение -15%
- телевизор – 10%
- стиральная машина – 36%
- холодильник - 22%
- электротовары – 3 %
- компьютер – 8 %
- телефон- 1%
- затрудняюсь ответить -2%
Вывод: Анкетирование показало, что основная часть родителей задумывается над вопросом энергосбережения в быту. Нужно продолжить информационно-просветительскую работу по энергосбережению среди населения.
3.Во всех классах прошли беседы, классные иинформационные часы по экономии и бережливости:
- «Путешествуем с Энергошей»– 1- 5 кл.
- «Рациональное использование электроприборов в быту» -6 кл.,
- «Эканомные электраприборы»-7 кл.,
- Викторина « Страна Энергошия »-8 кл.,
- «Нетрадиционные источники энергии» - 9 кл.,
- «Мой дом и энергосбережение» - 10 кл.,
- «Дом моей мечты» - 11 кл.
4.Проводится работа над проектом «Энергосбережение – стиль нашей жизни!
5.Оформлена выставка рисунков и плакатов « Энергия нашего дома».
6.Разместили таблички «Берегите электроэнергию» и памятки «Полезные советы» в местах размещения розеток и выключателей.
7.Создали уголок «Энергосбережение».
8.Разработали семейные памятки по рациональному использованию электроэнергии «Энергосбережение в быту» и тепловой энергии дома «Сбережём тепло своего дома».
9.Произведён косметический ремонт в кабинете географии (стены оклеены в более светлые тона).
10.Регулярно ведётся журнал учёта потребления тепловой энерги.
11.Строго соблюдается режим проветривания классов согласно графика.
12.Провели акцию «Что нам стоит день прожить?».
13.Утеплены проёмы дверей аварийного выхода.
Вывод. С целью экономии электроэнергии в школе выполняются правила энергосбережения для обучающихся и учителей школы.
Задание 2.5. Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома
Дата выполнения: апрель-май 2023
Целевые группы: 7,8,9 классы
Список участников исследования:
- Агапотова Виктория
- Вахович Эльвира
- Дегтяренко Максим
- Золотухо Тимур
- Пащаев Кирил
- Тышкевич Максим
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Этапы работы:
1. На протяжении 1 суток в выходной день учащиеся снимали показания счетчиков использования электроэнергии дома.
2. Изучили паспортные данные используемых электроприборов.
3. Отследили примерное время работы каждого электроприбора и время пользования освещением.
4. Высчитали расход количества потребляемой электроэнергии данными электроприборами в выходной день.
5. Составили «энергетические» паспорта дома.
6. Сопоставили данные расчетов с показаниями счётчика. Провели анализ энергопотребления бытовых приборов; на диаграмме отразили примерную сравнительную характеристику использования электроэнергии.
7. По итогам исследований учащиеся создали памятки по экономному использованию электроэнергии и тепла в своем доме.
8. Ознакомили членов семей с разработанными памятками.
9. Ребята продолжили исследования, выполняя рекомендации памяток. Сравнили полученные результаты. Наблюдалось небольшое уменьшение потребления электроэнергии.
10. На часах информирования познакомили учащихся других классов с результатами проведенной работы и с рекомендациями памяток.
Образцы результатов изучения потребления электроэнергии:
Выводы: Основными причинами нерационального использования электроэнергии и тепла в домашних условиях являются: оставленные в режиме ожидания электроприборы;
использование общего освещения комнаты вместо точечного;
использование ламп накаливания вместо энергосберегающих;
неполная загрузка стиральной машины;
кипячение полного чайника воды вместо необходимого количества;
отопительные батареи под окнами закрыты шторами; перегрев комнат при отоплении;
недостаточно утеплены на зиму окна и входные двери.
Фотоотчет Войтешонок Алёны.
Фотоотчет Толяронка Дмитрия.
Памятка. «Советы по экономии электроэнергии»:
- Отключайте приборы из розетки, когда ими не пользуетесь.
- Мощные приборы не оставляйте долго включенными.
- Стирайте не слишком горячей водой.
- Не заставляйте холодильник работать сверх меры.
- Замените лампочки на энергосберегающие.
Памятка. «Советы по экономии теплоэнергии»:
- Убедитесь, что температура в комнатах разумная.
- Проветривайте быстро и эффективно.
- Убедитесь, что окна и двери достаточно утеплены.
- Следите за потреблением энергии.
- Не держите открытыми форточки.
- Закрывайте батареи с помощью регуляторов, если их нет – установите.
- Утеплите окна, чтобы не было сквозняков.
Фотоотчет Закревской Яны.
Проект "Вклад моей семьи в энергосбережеие"
Выполнила: Кардовская Анастасия
Руководитель: Мойсиевич М. Е.