Государственное учреждение образования
«Порплищенская средняя школа Докшицкого района»
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ»
Занятие для родителей учащихся V класса
Л.Ч. Шулья,
классный руководитель 5 класса
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА В НОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ».
Занятие для родителей учащихся V класса, 1-я четверть.
Люди вместе могут совершить то,
чего не могут в одиночку: единение
умов и рук, сосредоточение сил
может стать почти всемогущим»
Д. Уэбсте
Цель: привлечение внимания родителей к проблемы адаптации пятиклассников к новым условиям обучения на II ступени общего среднего образования; создание условий для конструктивного диалога родителей и классного руководителя и выработки общей позиции по проблеме адаптации пятиклассников.
Задачи: познакомить родителей с понятием «адаптационный период», одним из важнейших периодов школьного детства;
сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного и подросткового возраста;
проанализировать состояние классного коллектива в условиях адаптации к новым условиям учёбы;
предложить родителям практические советы по адаптации пятиклассника в школе.
Ожидаемые результаты: данное мероприятие поможет родителям осознать серьёзность проблемы адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе и значимость взаимного сотрудничества семьи и школы.
Предварительная подготовка:
изготовление приглашений для родителей и памяток «Рекомендации родителям пятиклассников».
Форма организации: круглый стол.
Методы и приёмы: «Притча», «Экспресс-мониторинг «Что такое 5 класс?», рисунок-метафора «Рюкзак», «Игра «Я-пятиклассник».
Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководител.
Вопросы для обсуждения:
Возрастные особенности младшего подростка.
Что такое адаптация? Особенности адаптационного периода пятиклассников.
Как помочь школьникам преодолеть сложности адаптации 5 класса?
Ход занятия с родителями
1. Вступительное слово классного руководителя. Сообщение темы разговора. Постановка цели и задач занятия.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада видеть каждого из вас. Тема нашего занятия – «Адаптация ребёнка в новом коллективе». Позвольте рассказать вам притчу.
Притча о путнике и проводнике.
Один путник оказался в незнакомой стране перед высокой горой, через которую ему надо было перейти. Путник понимал, что ему нужна помощь проводника. Проводник пришёл, но перед тем, как начать путь, он сказал:
– Прежде всего, мы должны договориться с тобой о взаимном уважении: я уважаю тебя и твой путь, а ты уважаешь меня и мой опыт. Много лет я вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но эту гору я вижу впервые. Не теряй бдительности, будь так же внимателен, как и я. Я могу только идти рядом с тобой, но ноги за тебя я передвигать не могу. Если ты не захочешь пойти по предложенному мной пути, это будет твой выбор. В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь. Я покину тебя, как только пойму, что дальше ты сможешь идти сам к той цели, которую себе наметил. И последнее: я никому не расскажу, что я покорял с тобой эту гору.
Они отправились в путь вместе. Было нелегко, но отчаяние сменилось надеждой. Когда вершина горы была уже близко, проводник покинул путника. И он дошёл, и увидел восход солнца. А с другой стороны горы оказался цветущий сад.
Уважаемые родители, как эта притча связана с темой нашего занятия?
Классный руководитель обобщает рассуждения родителей, приводя высказывание Э.Легуве «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
Экспресс-мониторинг «Что такое 5 класс?»
На листах подготовлены и вывешены в кабинете формулировки возможных родительских утверждений о 5 классе: «5 класс – легко и просто!», «5 класс – привыкаем сообща: ребенок – родитель – учитель», «5 класс как 5 класс, что здесь особенного?».
Инструкция: «Уважаемые родители, пожалуйста, ознакомьтесь с предложенными вариантами формулировок о 5 классе, выразите свое согласие, приклеив стикер на лист с выбранным высказыванием».
По окончанию родительского собрания подсчитать количество стикеров на каждом листе и определить, какой вариант выбран большинством родителей. Результат необходимо прокомментировать. Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью, необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции [6].
2. Мотивационный этап. Методический приём: рисунок-метафора «Рюкзак».
– Что изображено на картинке?
– Рюкзак.
– Зачем человеку может понадобиться рюкзак?
– Чтобы пойти в поход.
– Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
– Разное, всё то, что может человеку понадобится.
– Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберём рюкзак, может зависеть успех похода, а в отдельных случаях и нашей жизни?
– Да.
Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только всё необходимое, другой может упустить что-то, понадеявшись на случай, третий перегрузит рюкзак, и ноша будет только мешать в походе.
Уважаемые родители, мы не случайно обсуждаем сегодня процесс сборки рюкзака, ведь рюкзак в нашем случае – возможности и багаж ребёнка, а поход – период обучения на II ступени общего среднего образования. Думаю, вы согласитесь: от того, как мы поможем ребёнку, будет зависеть его дальнейшая учёба в школе.
а) Слово классного руководителя
Первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.
Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
б) Активизирующая игра «Я - пятиклассник»
Проведем небольшую разминку. Представьте, что вы снова пятиклассник. Вспомните, какие трудности и страхи испытывали вы сами?
(Учитель передает мяч родителям, они возвращают его с ответом на вопрос.)
Совершенно верно, то же самое испытывают и наши дети. В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Об особенностях адаптационного периода и возрастного развития расскажу.
Мини-лекция «Психологические особенности периода адаптации пятиклассников».
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом в школьной жизни ребенка. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что в этот период дети могут стать тревожными, робкими или чрезмерно шумными, суетливыми. У них нарушается сон, аппетит, может снизиться работоспособность, успеваемость. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания, носящие психосоматический характер. Адаптация иногда занимает от 3-х недель до полугода. Задача взрослых – облегчить детям трудности, помочь стать успешными в 5 классе. Для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Фактор 1. ЗАБЫВАНИЕ.
За летний период в любом классе школы происходит забывание изученного материала, особенно у детей, обладающих кратковременным видом памяти. А период повторения недостаточный, чтобы вспомнить весь забытый материал.
Фактор 2. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного учителя, который контролирует процесс обучения, постоянно контактирует с родителями, следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. В средней школе с классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведёт, и классных часах. Теперь учащиеся должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. Некоторые дети не готовы к подобной самостоятельности, не могут сосредоточиться на учёбе. Другие настолько привыкли к постоянному контролю, что неспособны организовать собственную школьную жизнь. Некоторые дети начинают чувствовать себя вольготно и нарушать дисциплину.
Фактор 3. НОВИЗНА ОБСТАНОВКИ.
В расписании появились названия незнакомых предметов. Занятия теперь проходят в разных кабинетах. И самое главное – каждый предмет ведёт новый учитель. В период адаптации важно обеспечить ребёнку спокойную обстановку, чёткий режим, ощущение поддержки и помощи со стороны родителей.
Фактор 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребёнка, следствием которых являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребёнку в такой ситуации требуется больше времени.
Фактор 5. ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда необходима поддержка и помощь психолога.
Фактор 6. ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ.
Скорее речь идёт об отсутствии каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребёнка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.
Фактор 7. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА.
Очень частое явление – ребёнок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: ребёнок не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни. Многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей.
О трудностях адаптации свидетельствуют следующие признаки:
трудности утреннего пробуждения;
неадекватное поведение;
замкнутость ребёнка;
утомленный внешний вид ребенка;
нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне;
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
нежелание выполнять домашние задания;
беспокойный ночной сон;
постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Как помочь ребёнку?
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности: у пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка .
3. Подведение итогов занятия.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с классным руководителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Если у ребёнка учёба идёт хорошо, чаще проявляйте свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка .
(В конце занятия родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям пятиклассников») .
Рефлексия «Всё в моих в руках».
По итогам нашего взаимодействия я прошу вас написать (каждому родителю выдаётся вырезанная ладонь) на пальцах продолжение фразы:
я узнал полезную информацию о … (большой палец);
получил конкретные рекомендации по… (указательный палец);
мне не понравилось… (средний палец);
психологическая атмосфера собрания… (безымянный палец);
мне не хватило…(мизинец).
Уважаемые родители! Благодарю вас за конструктивный диалог. Позвольте завершить нашу встречу притчей.
Один мудрец спросил своего ученика: «В чём состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?» Подумав, ученик ответил: «Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы». «Нет, – возразил мудрец, – в том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы».
Вопросы – это повод для нашего общения. Вместе мы обязательно найдём верные ответы. Спасибо за понимание!
Список использованных источников
2. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
3. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
4. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
6. https://urok.1sept.ru/articles/616516