Раздел V "Качество атмосферного воздуха"
Цель
исследовать атмосферный воздух в в микрорайоне учреждения образования, используя выбранные методики, – сделать выводы о том, как состояние воздуха влияет на наше здоровье.
Задачи:
Изучить степень загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Выявить причины загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования и разработать план действий по минимизации загрязнения атмросферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Задание 5.1 Изучить степень загрязнения атмосферного воздужа методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: январь 2022 года.
Участники: учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 12 человека
Список учащихся:
- Бурень Анжелика
- Сивцевич Виолетта
- Лычко Вадим
- Крук Алексей
- Войтешонок Алёна
- Далидович Карина
- <font face="Times New Roman, serif">Ващёнок Юрий</font>
- Илюшин Доминик
- Качинская Диана
- Галинская Анастасия
- Логина Майя
- Мухаев Дмитрий
Проведен биомониторинг состояния воздушной среды в разных районах агрогородка, используя метод лихеноиндикации. Исследуемая территория возле автодороги и железной дороги определяется экологически опасным положением. Высокая концентрация оксида серы( IV), углекислого газа, образующегося при сжигании автомобильного топлива вызывает серьезные повреждения растительности. Лишайники особенно чувствительны к оксиду серы (IV) SO2. Они используются как биоиндикаторы при определении его избытка в воздухе. В результате работы получили следующие выводы:
1. видовой состав лишайников в районе возле автотрассы агрогородка подавлен, что указывает на ухудшенное экологическое состояние.
2. видовое разнообразие лишайников и их количество находятся в прямой зависимости от загрязненности воздуха (особенно сернистым газом, выбрасывающим автотранспорт), на территориях, удаленных от автодорог, количество лишайников и их проективное покрытие большее, чем на территориях, расположенных неподалеку от проезжей части
3.Метод лихенаиндикации показал, что качество воздушной среды выше на территориях, находящихся вдали от автодороги и железной дороги.
4.Использование метода лихенаиндикации позволило определить зоны лишайниковой растительности на территории агрогородка.
Наглядные методики экологического мониторинга информируют людей о состоянии окружающей среды, и дают возможность задуматься о собственном сохранении здоровья и здоровья будущих поколений.
Выполнена исследовательская работа "Лишайники - индикаторы воздуха" https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/ДЗЯРЖАЎНАЯ_ЎСТАНОВА_АДУКАЦЫІ.docx
Приложения к исследовательской работе https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/ДАДАТАК_А.docx
Задание 5.2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации)
Дата выполнения: январь – февраль 2023 года
Участники: учащиеся объединения по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 12 человек.
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шорох Диана
- Ширей Анжелика
- Агапотов Александр
- Котейко Анастасия
- Мухаев Дмитрий
- Синькевич Максим
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
Снег был взят на двух участках:
1) в дендрологическом парке школы;
2) на открытой местности (вблизи автомобильной дороги республиканского значения Р3).
Растопили снег и провели исследования двух образцов воды.
Исследование №1. Определение цвета воды.
- Набрали воду в колбу.
- На белом фоне бумаги определили цвет (бесцветная, светло-желтая, желтая, зеленоватая, бурая, голубая).
- Занесли результаты в таблицу.
Исследование №2. Определение запаха воды.
1. Налили в стеклянный мерный цилиндр воду и определили наличие запаха.
2. Выставили баллы интенсивности запаха с помощью таблицы.
Характеристика запаха |
Интенсивность запаха (балл) |
Отсутствие ощутимого запаха |
0 |
Очень слабый запах |
1 |
Запах обнаруживается, если обратить на это внимание |
2 |
Запах легко обнаруживается |
3 |
Отчетливый запах |
4 |
Очень сильный запах |
5 |
3. Занесли результаты в таблицу.
Исследование №3. Определение прозрачности воды.
1. Налили в стеклянный мерный цилиндр высотой 30 см. воду.
2. На столе разместили газетный текст стандартного шрифта.
3. Цилиндр с водой находится над текстом на высоте 4 см.
4. Прочитали текст сквозь водяной столб.
5. Прозрачность оценили по одной из трех характеристик (прозрачная, малопрозрачная, непрозрачная).
6. Занесли результаты в таблицу.
Исследование №4. Определение РН-фактора воды.
1. Налили в стеклянный мерный цилиндр талую воду.
2. Опустили бумажный индикатор (универсальная индикаторная бумага).
3. Оценили цвет по шкале.
4. Занесли результаты в таблицу.
Исследование №5. Наличие осадка.
1. Отстаивали воду в течение суток.
2. Наблюдали, выпадает ли осадок.
Результаты исследований
№ |
Цвет |
Прозрач-ность |
Запах |
РН-фактор |
Осадок |
Образец 1. Дендрологический парк |
Бесцветная |
Прозрачная |
0 |
7 |
Нет |
Образец 2. Автомобильная дорога |
Бесцветная |
Прозрачная |
3 |
5-6 |
Темный осадок |
Исследование №1. Определение цвета воды. Вода, полученная из снега, собранного на двух участках, была прозрачной.
Исследование №2. Образец 1: запах не ощущается. Образец 2: чувствуется запах бензина.
Исследование №3. Текст читался в двух случаях.
Исследование №4. Образец 1: нейтральная среда. Образец 2: слабокислая среда.
Исследование №5. Образец 1: осадка нет. Образец 2: темный осадок.
Заключение
В результате исследований некоторые показатели получились похожими, а некоторые – разными.
Схожие результаты: вода, полученная в результате таяния снега на участке 1 и 2, оказалась бесцветной и прозрачной. Возможно, когда снег полежит дольше, эти показатели изменятся.
Различия. Образец 1 не имел запаха, а образец 2 – неприятный запах, похожий на запах бензина. Образец 1 имел нейтральную среду, а образец 2 – слабокислую. В образце 1 после отстаивания не появилось осадка, в образце 2 мы наблюдали темный осадок.
Таким образом, площадка №1 (дендрологический парк) более чистая (находится на расстоянии от дороги). Значит, воздух здесь не загрязнен вредными веществами; площадка №2 (вблизи автомобильной дороги) более загрязненная (из-за выхлопных газов автомобилей). Вредные вещества, которые попали в снег, весной окажутся в почве. Дышать таким воздухом вредно для здоровья.
Жители агрогородка могут повлиять на то, чтобы воздух в агрогородке стал немного чище. Поэтому весной мы планируем провести экологическую акцию, участники которой будут раздавать листовки о пользе «зеленого транспорта», и проведем акцию "День без автомобилей".
Задание 5.4. Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования, разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Дата выполнения: февраль 2022 года.
Участники: учащиеся 11 класса
Количество участников – 6 человек
Список учащихся:
1. Казак Виолетта
2. Мацкевич Карина
3. Тытарь Алексей
4. Козлов Руслан
<font face="Times New Roman, Times, serif">5. Карпека Максим</font>
<font face="Times New Roman, Times, serif">6. Юхновец Андрей</font>
Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью мониторинга окружающей среды, который представляет собой систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
По результатам стационарных наблюдений, в целом по агрогородку состояние воздуха оценивается как стабильно хорошее.
Проблемы загрязнения воздуха определяются:
- повышенными концентрациями формальдегида, что обусловлено увеличением транспортного потока, в том числе транзитного, так как через агрогородок проходит трасса республиканскиго значения Р3 (Логойск-Зембин-Глубокое-Урбаны), а так же через агрогородок проходит жезезная дорога Молодечно-Полоцк;
- наличием двуокиси серы, выделяющейся при сжигании ископаемого топлива, такого как торф и других продуктов нефтепереработки, является одной из основных причин загрязнения воздуха;
- использованием инсектицидов, пестицидов и минеральных удобрений ОАО "Барсучанка";
- использованием жителями агрогородка бытовых чистящих средств, лакокрасочных материалов, которые выделяют в воздух токсичные химические вещества;
- загрязнением бытовыми отходами близлежащих территорий.
Основная масса загрязнений амтосферного воздуха приходится на транспорт – 75 %.
Памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Памятку можно скачать здесь https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/отчет_5.4__памятки.docx
Задание 5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования.
Дата выполнения: февраль 2022 года.
Участники: учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 5 человек
Список учащихся:
- Чечукович Анастасия
- Кардовская Анастасия
- Войтехович Дарья
- Войтехович Виктория
- Войцеховский Матвей
План действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
https://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/porplische/library/План_действий.docx
Задание 5.6. Выполнение плана действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования учащимися и сотрудниками учреждения образования
Дата выполнения: февраль 2022 года - май 2023
Участники: учащихся 82, педагогических работников - 20, техперсонал - 17 человек.
Количество участников – 119 человек
Отчет о реализации плана по минимизации загрязнения атмосферного воздуха на территории школы
1. В результате озеленения и благоустройства территории микрорайона школы посажено 119 елей, примерно 73 тысячи штук рассады цветов, заложена "Аллея выпускников 2022" из туй (6 шт., благоустроена зона отдыха возле школы, проведён конкурс рисунков среди учащихся начальных классов "Мы за чистый воздух", конкурс лэпбуков "Лес-наше богатство".
2. В результате акции "Бумага-на благо!" учащимися и работниками школы собрано и сдано 1200 кг макулатуры.
3. В результате акции "Мой уютный школьный дворик" учащимися и работниками школы была очищена территория в микрорайоне школы площадью 4 га.
4. В ходе акции "Чистый берег" были очищены прибрежные зоны искусственных водоемов агр. Порплище.
5. Во время проведения акции по сбору ПЭТ-бутылок, пластиковых стаканчиков «Zero Waste» было собрано - 550 штук, пластиковых стаканчиков - 2573 штуки. Все они были использованы для пикировки рассады цветов.
6. В результате акции "Сдай батарейку - сохрани жизнь ежу!" было собрано 7 кг отработанных батареек.
7. В результате республиканской акции "Чистый лес" учащимися школы было собрано 145 кг мусора.
ФотоОтчёт о реализации плана по минимизации загрязнения атмосферного воздуха на территории школы