Раздел I. "Биоразнообразие"<font face="Monotype Corsiva" style="font-size: 20pt;"></font>
Цель:
изучить биоразнообразие на территории
ГУО "Порплищенская средняя школа".
Задачи:
<font style="line-height: 1.6em;">ознакомиться с методами исследований;</font>
провести видовое определение растений, птиц, насекомых, аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников;
научиться собирать, определять и описывать живые объекты, не нанося им вреда;
создать картосхему пришкольной и прилегающей к ней территории;
изготовить и разместить кормушки и искусственные гнездовья для птиц, организовать регулярную подкормку птиц;
создать и разместить на пришкольной территории убежища для беспозвоночных животных;
посетить и собрать информацию о ближайшей к учебному заведению ООПТ;
занести информацию о видах травянистых и древесных растений, насекомых, птиц в он-лайн базу данных на сайте биоразнообразие Беларуси.
Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: май 2021 г., май 2022 г., сентябрь 2022 г., май-июнь 2023 г.
Участники: учащиеся 7, 8, 9 классов; учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь»; учащиеся, посещающие школьный оздоровительный лагерь.
Количество участников – 21 человек
Список учащихся:
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
1. Созданы группы учащихся по изучению дикорастущих травянистых растений.
2. Выбрана территория для изучения дикорастущих травянистых растений.
3. Проведены экскурсии на пришкольную территорию для выполнения задания.
4. Определены травянистые растения с помощью определителей и приложения iNaturalist.
5. Сделаны фотографии дикорастущих травянистых растений.
6. Составлена картосхема пришкольной территории и обозначены местонахождения растений.
7. Фотографии растений и картосхема пришкольной территории с обозначенными местонахождениями растений размещены на информационном стенде школы.
8. Занесена информация о видах травянистых растений на сайт учреждения образования и в он-лайн базы данных florafauna.by, inaturalist.org (https://www.inaturalist.org/).
Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории, используя квадратную рамку со стороной 1 м.
Время изучения: май 2023 года.
Участники: учащиеся 8,9 классов; учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Всего участников: 15 человек
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Задание 1.2 Отчёт в прикрепленной ссылке.
Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: сентябрь 2020 г., май 2021 г., сентябрь 2021 г., май 2022 г., сентябрь 2022 г., май 2023 г.
Участники: учащиеся 5, 7, 9 классов; учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 21 человек
Список учащихся:
- Агапотова Виктория
- Вахович Эльвира
- Дегтяренко Максим
- Золотухо Тимур
- Пащаев Кирил
- Тышкевич Максим
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
Разнообразие деревьев и кустарников на пришкольной территории
Происхождение вида |
Деревья, кустарники, культурные формы |
Аборигенные виды |
береза повислая вяз гладкий дуб черещатый ель европейская ива белая ива козья ива ломкая ива пурпурная калина красная клён остролистный лещина обыкновенная липа сердцелистная можжевельник обыкновенный роза майская рябина обыкновенная тополь дрожащий черемуха обыкновенная ясень обыкновенный |
Интродуцированные виды |
айва японская акация белая акация желтая барбарис Тунберга вейгелла дёрен белый дуб красный ель голубая ель канадская жимолость Морроу каштан конский кедр сибирский кизильник блестящий кипарисовик Лавсона клематис прямой курильский чай лапчатка лиственница сибирская можжевельник казацкий можжевельник прибрежный орех манчжурский свидина кроваво-красная сосна горная сосна кедровая европейская спирея средняя тополь белый туевик туя вересковидная туя восточная туя западная туя золотистокончиковая туя шаровидная форзиция чубушник жасмин садовый |
Интродуцированные виды деревьев и кустарников:
Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: май 2021 г., май 2022 г., сентябрь-октябрь 2022 г., декабрь 2022 г., январь-февраль 2023 г., апрель-май 2023 г.
Участники: учащиеся 4, 6, 7, 8 классов; учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 27 человек
Список учащихся:
- Григорович Ника
- Илюшина Екатерина
- Пашаева Ксения
- Чечукович Денис
- Шарох Максим
- Васильева Анжела
- Войтешонок Владислав
- Гапанёнок Владислав
- Кардовская Анастасия
- Полянин Даниил
- Скирпстас Алиса
- Улицкая Ульяна
- Ходоронок Виктория
- Чечукович Анастасия
- Чикунов Макар
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
Наблюдения за зимующими птицами
Во время акции «Поможем пернатому другу» ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года, записывали свои наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц, заносили результаты в дневники наблюдений. Птичьи кормушки – великолепная возможность для наблюдения за птицами в их естественной среде обитания. Информацию о разнообразии птиц на кормушках учащиеся занесли в базу данных https://www.inaturalist.org/, florafauna.by.
Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель-май 2021 г., апрель-май 2022 г., апрель-май 2023 г.
Участники: учащиеся 6, 7, 8 классов; учащиеся, посещающие объединение по интересам «Я исследователь».
Количество участников – 22 человека
Список учащихся:
- Васильева Анжела
- Войтешонок Владислав
- Гапанёнок Владислав
- Кардовская Анастасия
- Полянин Даниил
- Скирпстас Алиса
- Улицкая Ульяна
- Ходоронок Виктория
- Чечукович Анастасия
- Чикунов Макар
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
Учащиеся в ходе экскурсии «Видовое разнообразие насекомых в окрестностях школы» изучили наземных насекомых, насекомых «дикого луга». Ребята провели отлов насекомых с помощью ловушек и сачков, изучили внешнее строение насекомых, сфотографировали и определили виды насекомых.
Задание 1.6. Провести анализ ситуации по биоразнообразию на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия пришкольной территории
Дата выполнения: май 2023 г
Участники: учащиеся 9 кл
Количество участников – 9 человек
Список учащихся:
- Бабченок Максим
- Ващенок Юрий
- Войтешонок Алена
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Зекревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Анализ ситуации и план действий
Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Участники: учащиеся 1-9 классов
Количество участников – 63 человека
Список учащихся: учащиеся 1-9 классов
- Демьянова Валерия
- Кожарнович Глеб
- Коляго Варвара
- Лавцевич Алексей
- Чечукович Софья
- Андриевский Станислав
- Бобченок Олег
- Войтехович Александра
- Войтеховский Никита
- Коляго Виталий
- Мацук Арина
- Чикунова Злата
- Ширей Артем
- Ярковский Николай
- Демидович Софья
- Демьянов Михаил
- Кардовская Дарья
- Леоньтьев Радион
- Мацкевич Сабрина
- Пашкович Арсений
- Толяронок Виктория
- Григорович Ника
- Илюшина Екатерина
- Пашаева Ксения
- Чечукович Денис
- Шарох Максим
- Агапотова Виктория
- Вахович Эльвира
- Дегтяренко Максим
- Золотухо Тимур
- Пащаев Кирил
- Тышкевич Максим
- Васильева Анжела
- Войтешонок Владислав
- Гапанёнок Владислав
- Кардовская Анастасия
- Полянин Даниил
- Скирпстас Алиса
- Улицкая Ульяна
- Ходоронок Виктория
- Чечукович Анастасия
- Чикунов Макар
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Выполненные мероприятия:
1. Среди учащихся учреждения образования, их родителей и работников учреждения образования за период 2020-2023 гг проведены акции по изготовлению кормушек «Волшебная палочка», «Ты пернатым помоги - им кормушку смастери». Организованы конкурсы-выставки кормушек «Лучшая кормушка для пернатого друга». Изготовлено за период 2020-2023 гг 55 кормушек.
2. Организована акция «С каждого по зёрнышку». В ходе акции за период 2020-2023 гг было собрано 19 кг корма для птиц (семена подсолнуха, льна, пшено, просо, овес, пшеница, овсяные хлопья, свежие и сушеные яблоки, сушеная рябина и боярышник, нежареный арахис и др.). В период тяжёлых погодных условий и сильных морозов ребята приносили кусочки несолёного сала, было принесено 2 кг сала.
3. Развешены кормушки на пришкольной территории.
4. Проведена регулярная подкормка птиц всеми желающими и учащимися группы продлённого дня, а также чистка кормушек по определённым дням (понедельник, четверг).
5. Во время акции «Поможем пернатому другу» ребята регулярно наблюдали за птицами, определяли виды птиц, прилетающих на кормушки, фотографировали по возможности пернатых, узнавали особенности питания птиц в холодную пору года, записывали свои наблюдения и подсчеты прилетающих на кормушки птиц, заносили результаты в дневники наблюдений.
6. Информация о разнообразии птиц занесена в онлайн базу данных inaturalist.org.
7. Принято ежегодное участие в районной культурно-экологической акции «Поможем пернатому другу».
8. Проведены экологические мероприятия флеш-моб «Поможем птицам вместе», дежавю «В мире птиц».
В национальной акции в 2020 году «Зимние учеты птиц» приняли участие члены клуба «Крылатый дозор» (рук. Лычко Н.А.). Учеты проводились на пришкольной территории и в агр. Порплище.
19-20 января 2020 г ребята участвовали в акции «Птушкі ля кармушкі-2020».
Задание 1.8. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.
Дата выполнения: март-апрель 2021-2023 гг.
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 7, 8, 9 классов; члены объединения по интересам «Умелые руки», учитель трудового обучения, родители.
Количество участников: 13 человек
Список учащихся:
- Войтеховский Матвей
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Максим
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Далидович Данила
- Ерохин Александр
- Илюшин Доминик
- Исрафилов Егор
- Козел Денис
- Крук Алексей
- Лычко Вадим
Выполненные мероприятия: 1. На уроках технического труда и занятиях объединения по интересам "Умелые руки" учащимися 7-9 классов за период 2021-2023 гг изготовлено 62 искусственных гнездовий для птиц, 1 убежище для летучих мышей. 25 синичников ребятами изготовлено для ГЛХУ «Бегомльский лесхоз».
2. Искусственные гнездовий для птиц и убежище для летучих мышей развешены на на пришкольной территории.
3. Составлена картосхема пришкольной территории с обозначенными местами размещенных на пришкольной территории искусственных гнездовий для птиц, убежища для летучих мышей.
4. Информация размещена на сайте школы https://porplische.schools.by и на экологическом информационном стенде школы.
В дендрологическом парке размещены домики для летучих мышей на стволах хвойных деревьев на высоте 5-7 метров на солнечной стороне.
Задание 1.9. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, убежища для беспозвоночных животных
Дата выполнения: октябрь 2021 г., апрель-май 2022 г., апрель-май 2023 г.
Участники: учащиеся 6, 7, 8 классов, учащиеся объединения по интересам "Я исследователь", учитель трудового обучения, учитель биологии.
Количество участников: 22 человека.
Список учащихся:
- Васильева Анжела
- Войтешонок Владислав
- Гапанёнок Владислав
- Кардовская Анастасия
- Полянин Даниил
- Скирпстас Алиса
- Улицкая Ульяна
- Ходоронок Виктория
- Чечукович Анастасия
- Чикунов Макар
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
Учащимися 6, 7, 8 классов было изготовлено 10 убежищ (домиков) для беспозвоночных. Домики разместили на деревьях, на территории "Дикого луга", "Клумбы для бабочек", в дендропарке. Для изготовления домиков были использованы спилы деревьев, сучья, глиняные цветочны горшки, солома, камни, сухие листья, шишки и шпагат. Убежища для беспозвоночных животных создавались на уроках трудового обучения, занятиях объединений по интересам «Умелые руки», «Я исследователь». На пришкольной территории созданы убежища: связки сучьев, куча из листьев, куча камней, продырявленные спилы деревьев, перевернутые глиняные цветочные горшки и др. Наблюдения проводились на протяжении мая 2023 года. Ребята определили следующие виды насекомых: красноклоп, жужелица садовая, двухточечная коровка, черный садовый муравей, уховертка, клоп-пожарник, усач-мускусный.
Задание 1.10. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования "Клумбу для бабочек"
Дата выполнения: октябрь 2021 г., май-июнь 2022 г., октябрь 2022 г., май-июнь 2023 г.
Участники: учащиеся 7 класса; учащиеся 8 класса, отрабатывающие летнюю практику.
Количество участников: 12 человек
Список учащихся:
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
На пришкольной территории в 2018 г создана «Клумба для бабочек» площадью 10 метров квадратных. "Клумба для бабочек" находится на солнечном месте, защищенном от сильных ветров. Здесь имеются плоские, отражающие солнечные лучи поверхности (камни, бетонный бордюр), чтобы бабочки могли погреться на солнце, поилки (неглубокая посудина с мокрым речным песком), убежища, домики, защищающие бабочек от непогоды и птиц (конструкции из камушков, веток).
Цветник состоит из 4-х монохромных участков:
- растения в желтых тонах (Бархатцы, Виола (анютины глазки), Вербейник дубравный, монетчатый, Гайлардия, Лилейник, Рудбекия, Примула, Целозия, Гацания, Тагетэс (бархатцы), Целозия, Хоста);
- растения в сине-фиолетовых тонах (Агератум голубой, Виола, Дельфиниум, Иссоп,Тимьян);
- растения в белых тонах (Астильба, Астры, Виола, Бальзамины, Петуния, Ясколка);
- растения в красно-розовых тонах (Аквилегия флабелляту, Астильба, Астранция, Астры, Бадан, Бальзамины, Вербена, Гвоздика турецкая, Гейхера кроваво-красная, Лилейник, Лилия, Монарда, Очиток пурпурный, Петуния, Пион, Сальвия, Хризантема, Шток-роза, Эхинацея пурпурная).
Рядом находятся деревья и кустарники, необходимые для питания гусениц (береза, осина, сосна, тополь, жасмин, черемуха).
В октябре 2022 г учащимися 7 класса проведены необходимые агротехнические приёмы. Составлен список необходимых растений на следующий посадочный сезон. Учащимися 7, 8 класса весной и во время летней практики проведены необходимые агротехнические приёмы. Учащимися 7, 8 классов в мае и июне 2023 г проведены наблюдения, фотографирование, определение увиденных и сфотографированных бабочек.
Дата выполнения: октябрь 2022 г., май-июнь 2023 г.
Участники: учащиеся 7 класса; учащиеся 8 класса, отрабатывающие летнюю практику.
Количество участников: 12 человек
Список учащихся:
- Вертинская Анна
- Войтехович Валерия
- Войтехович Дарья
- Войтеховский Матвей
- Илюшина Ксения
- Синькевич Елизавета
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
1.Определено место размещения клумбы и растения, которыми будет засажена клумба.
2.Создана «Клумба для бабочек» площадью 5 метров квадратных.
3. Посажены однолетние и многолетние цветы: примулы, виола, гацания, целозия, петунии, агератум, гвоздика турецкая, бархатцы.
4. Организован уход и наблюдения за растениями, бабочками и насекомыми.
5.Составлент фотоотчет наблюдений за растениями, бабочками и насекомыми. Информация о проделанной работе размещена на сайте школы.
6. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования.
Задание 1.12. Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на пришкольной территории «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых.
Дата выполнения: апрель-май 2021, 2022, 2023 г.
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 9,11 классов, учитель биологии, учитель трудового обучения, родители, рабочие школы
Количество участников: 24 человека
Список учащихся:
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
- Бурень Анжелика
- Войтехович Валерия
- Галинская Анастасия
- Гапанёнок Светлана
- Далидович Данила
- Ерохин Александр
- Закревская Вероника
- Илюшин Доминик
- Исрафилов Егор
- Качинская Диана
- Козел Денис
- Крук Алексей
- Лычко Вадим
- Подлещук Дарья
- Сивцевич Виолетта
Учащиеся исследовали пришкольную территорию и определили места, где можно посадить деревья или кустарники.Была организована посадка местных видов деревьев. Учащиеся школы в 2021 г посадили на участке, прилегающем к территории школы, 57 саженцев дуба черешчатого. В 2022 г было посажено 102 саженца ели европейской и 53 саженца вишни. В 2023 г было посажено 68 саженца ели европейской и 21 саженец яблони. Также учащиеся ежегодно принимают участие в акции "Неделя леса" и высаживают ель европейскую в лесном массиве.
На пришкольной территории создан «Дикий луг» площадью 50 метров квадратных. Его размещение обозначено на картосхеме пришкольной территории. В мае 2023 г площадь территории «Дикого луга» увеличена до 60 метров квадратных. Рабочими школы, учиелем трудового обучения и учащимися 9 класса сделано ограждение. На территории "Дикого луга" размещены убежища для беспозвоночных.
Задание 1.13. Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования особо охраняемой природной территории
20-21 июня 2023 года учащиеся школы посетили Республиканский гидрологический заказник "Сервечь", где узнали историю создания заказника, познакомились с охраняемыми видами растений и животных. Учащиеся 9 класса выполнили проект по изучению деятельности ООПТ "Наша особо охраняемая природная территория".
Дата выполнения: май-июнь 2023 г.
Место выполнения: Республиканский гидрологический заказник "Сервечь"
Участники: учащиеся 8, 9 класса
Количество участников: 15 человек
Список учащихся:
- Веренько Милана
- Жук Виктория
- Закревская Яна
- Золотухо Валерия
- Шарох Диана
- Ширей Анжелика
- Бабчёнок Максим
- Ващёнок Юрий
- Войтешонок Алёна
- Войтешонок Максим
- Далидович Карина
- Закревская Виктория
- Толяренок Дмитрий
- Тышкевич Дмитрий
- Яцковская Валерия
Гидрологический заказник республиканского значения «Сервечь» организован на основании постановления Совета Министров РБ №981 от 29.07.1997 года в целях стабилизации гидрологического режима озера Сервечь, реки Сервечь и ее притоков, сохранения уникальных природно-растительных болотных комплексов.
Территория заказника находится неподалеку от водораздела между бассейнами рек Неман, Западная Двина и Днепр. Река Сервечь впадает в Вилейское водохранилище и является одним из важнейших источников, формирующих баланс Вилейско-Минской водной системы. Территория заказника включает озеро Сервечь и часть поймы реки Сервечь. Площадь озера - 450 гектаров, средняя глубина - 2,8 метра. Озеро сильно заросло, ширина полосы прибрежной надводной растительности варьирует от 15 до 120 метров. Берега на западе и севере сплавинные, переходят в низинные болота.
Юго-западная часть озера очень заболоченная, из нее вытекает река Сервечь. Ширина ее русла в пределах заказника варьирует от 2-5 до 15-25 метров. Ширина поймы 1-2,5 километра. Поймы озера и реки представляют собой низменное осоковое болото, на котором встречаются как открытые, так и сильно заросшие кустарником участки. В некоторых местах низинное болото сменяется переходным. С северо-запада к болотному массиву прилегают сосново-широколиственные и смешанные леса.
На природоохранной территории можно наблюдать частую смену рельефа: низинные комплексы, для которых наиболее характерны моренные и камовые холмы, сменяются ложбинами и западинами. Вся территория заказника покрыта густой и пёстрой растительностью, основными видами являются бриевые мхи и болотные осоки, чуть реже встречаются лекарственные и декоративные растения.
Площадь - 9068,0 гектаров
Заказнику Сервечь присвоены международный и республиканский статус охраны, что свидетельствует о большом значении заказника в мире.
Национальный статус охраны: гидрологический заказник республиканского значения.
Международный статус охраны: потенциальная ТВП (критерий А1).
В рельефе преобладает низина с моренными и камовыми холмами, западинами, ложбинами. Пёстрая растительность, в основном болотные осоки, бриевые мхи, есть насекомоядные растения (росянки круглолистная и обратнояйцевидная), много лекарственных и декоративных видов. Лесная растительность из ели, сосны, берёзы повислой и пушистой, ольхи чёрной и серой и др. В Красной книге Беларуси цинклидиум стигийский, лосняк Лезеля, пололепестник зелёный, берёза карликовая. Из редких растений на территории заказника отмечена берёза приземистая Betula humilis.
Фауна и флора заказника изучены недостаточно. Только в 2001 году в результате экспедиционных работ было выявлено проживание в заказнике двух видов птиц, находящихся под угрозой глобального исчезновения: вертлявой камышовки и дупеля. Это крайняя северная точка распространения вертлявой камышовки в Беларуси. Встречаются здесь и другие редкие виды: большая выпь, серый журавль.
На территории заказника осуществляются следующие виды хозяйственной деятельности: торфоразработки (здесь сосредоточены большие запасы гидролизного сырья), лесопользование, выпас скота, сенокошение, выращивание пропашных культур.
Неблагоприятные факторы: загрязнение вод озера стоками с распаханных склонов. Выжигание растительности в весенний период, особенно в сухую погоду, наносит существенный урон биологическому разнообразию. Осушение территории для добычи торфа.
Необходимые меры охраны: нужны дополнительные исследования по инвентаризации флоры и фауны заказника, а также более подробное изучение неблагоприятных факторов.
Учащимися был оформлен стенд, на котором изображена картосхема с кратким описанием уникальности территории, размещены изображения охраняемых видов диких животных и дикорастущих растений, которые обитают и произрастают на данной территории.